Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Макарова И.Д. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Максимова Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Кузиной А.Ю. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области": Сыкчина А.Ю., Туфанова П.В.,
от Уполномоченного органа - Комитета Государственного заказа Ленинградской области: Базановой Я.И., Леонова Е.В.,
от Заявителя - ООО "Союз": Труфановой Е.В.,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 15802 от 29.12.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Бокситогорском, Волховском, Гатчинском, Киришском, Кировском, Лодейнопольском, Подпорожском, Тихвинском и Тосненском районах Ленинградской области (ЛОТ 3).
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 08.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 67 027 408,20 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в конкурсной документации объединены в один лот различные участки дорог, обладающие разным набором потребительских свойств, что, по мнению Заявителя, ведет к отказу от участия в закупке лиц, заинтересованных в выполнении работ на определенном участке дорог в определенном районе Ленинградской области.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с условиями государственного контракта Исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по содержанию технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения расположенных на территории Ленинградской области (Ленинградская область включает в себя 17 муниципальных районов и 1 городской округ).
Районы, в которых необходимо выполнять работы, соседствуют между собой и являются схожими по инфраструктурным объектам, расположенным в них. Так, в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки, определенные идентичные технические средства организации дорожного движения (далее - ТСОДД), установленные в различных районах Ленинградской области, что однозначно свидетельствует о том, что работы по содержанию ТСОДД являются технически и функционально связанными между собой.
Заказчиком определены автомобильные дороги, в соответствии с перечнем утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2007 N 294 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения". Данные автомобильные дороги имеют различную протяженность, пересекают территориальные границы различных районов.
Предмет закупки формируется Заказчиком на основании предписаний, выдаваемых ГИБДД, жалоб жителей, результатов обследования и диагностики состояния автодорог, в связи с чем, заказчиком указывается перечень всех автомобильных дорог, на которых предполагается выполнить работы по содержанию технических средств организации дорожного движения.
По мнению Заказчика, Заявитель ошибочно полагает, что объединение работ по содержанию технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах в нескольких районах может привести к ограничению доступа к участию в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с тем, что в соответствии с требованиями п. 8.3.6. контракта Исполнитель обязан привлекать к выполнению Работ по Контракту соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНО) в объеме 30 % (тридцать) процентов от цены Контракта.
В закупке объединены работы технологически и функционально связанные между собой, что несомненно способствует увеличению числа претендентов на участие в закупке, не понятно о каком наборе специфических характеристик ведет речь заявитель жалобы.
В целях выполнение работ по содержанию технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в ЕИС опубликовано 3 конкурса в которых равномерно распределены районы Ленинградской области (по географическому принципу, а также по количеству технических средств организации дорожного движения).
В оспариваемой закупке объединены 9 районов Ленинградской области по географическому принципу (имеют смежные границы), а также по количеству технических средств организации дорожного движения объединение данных районов в одной закупке.
Представителем Заявителя в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Союз" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии И.Д. Макаров
Члены Комиссии Н.А. Максимов
А.Ю. Кузина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 13 января 2022 г. N 047/06/42-96/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022