Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
от Заказчика - Администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области":
от Заявителя - ООО "ТехноКом"
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 15843 от 30.12.2021) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по обслуживанию технических средств регулирования дорожного движения в г. Подпорожье Ленинградской области.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 20.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 932 240,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией первых частей заявок участников электронного аукциона.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Комиссия установила, что из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.12.2021 N0145300023821000089-1 следует, что заявка Заявителя отклонена от участия в электронном аукционе по следующим основаниям:
"на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ (Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе, а именно:
- п.1 Приложения N2 к Описанию объекта закупки Требования документации "Диаметр выходной апертуры сигнала должен быть %26gt; 0.8 %261t; 0.32-м" Заявка участника "Диаметр выходной апертуры сигнала 0.2 м 0.3 м" В соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки - В случае если Заказчиком к одному показателю установлено сразу максимальное и минимальное значение, участнику необходимо указать одно конкретное значение с использованием правил, установленных в настоящей инструкции для показателей к которым установлены максимальные и минимальные значения, без использования слов должен (-на) (-но) (-ны) быть и указания сведений относительно минимальности и максимальности их значений
- п.1 Приложения N2 к Описанию объекта закупки Требования документации "Диаметр наружный %2611;0.329-м" Заявка участника "Диаметр наружный 0.22 м 0.32 м" Требования документации "Диаметр внутренний %26gt;0.30?M" Заявка участника "Диаметр внутренний 0.31 м 0.31 м" В соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки - Под показателями, для которых установлены минимальные значения. Заказчиком установлены такие показатели, для которых необходимо указать конкретное значение показателя товара, которое должно быть указано в сторону, увеличения значения показателя или/и могут быть идентичны значениям: "%26gt; X" участники должны указать конкретное значение показателя, которое должно быть больше установленного значения, без использования слов должен (-на) (-но) (-ны) быть и указания сведений относительно минимальности его значения)".
Комиссия установила, что Заказчиком в описании объекта закупки для товара "Светофорный модуль" по показателю (характеристике) "Диаметр наружный" установлено следующее требование - "<0.329" (единица измерения - "м").
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) содержатся, в том числе следующие положения:
"Под показателями, для которых установлены минимальные значения, Заказчиком установлены такие показатели, для которых необходимо указать конкретное значение показателя товара, которое должно быть указано в сторону, увеличения значения показателя или/и могут быть идентичны значениям:
"должен (-на) (-но) (-ны) быть не меньше X", "не ниже Х", "должен (-на) (-но) (-ны) быть X", "не менее Х", " X", "не должен (-на) (-но) (-ны) быть ниже X", "должен (-на) (-но) (-ны) быть не ниже X", "не меньше Х" участники должны указать конкретное значение показателя, которое должно быть больше или равно установленному значению, без использования слов должен (-на) (-но) (-ны) быть и указания сведений относительно минимальности его значения;
"больше Х", "должен (-на) (-но) (-ны) быть выше X", "должен (-на) (-но) (-ны) быть > X", "более", "должен (-на) (-но) (-ны) быть больше X", должен (-на) (-но) (-ны) быть от X", "от X", "> X", "выше Х" участники должны указать конкретное значение показателя, которое должно быть больше установленного значения, без использования слов должен (-на) (-но) (-ны) быть и указания сведений относительно минимальности его значения".
Комиссия установила, что Заявитель в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе для товара "Светофорный модуль" по показателю (характеристике) "Диаметр наружный" предоставил следующее значение - "0.22 м 0.32 м".
При этом, Заявитель ссылается на следующее положение Инструкции - "Если аукционная документация содержит требование о поставке товара (материала) с несколькими значениями одного и того же показателя, то необходимо описать все требуемые характеристики для каждого вида товара".
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, что указанное положение Инструкции применятся в вышеуказанном случае.
В ходе внеплановой проверки, проводимой в соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила, что Заказчиком для товара "Светофорный модуль" к показателю (характеристике) "Диаметр выходной апертуры сигнала" установлено следующее требование - "должен быть > 0.8 < 0.32" (единица измерения - "м").
При этом, Комиссия отмечает, что предоставить значение, соответствующее такому требованию не представляется возможным. Представитель Заказчика на заседании Комиссии не смог пояснить необходимость установления такого требования.
Из всей совокупности товаров и требований в Приложении и Инструкции Заказчика требования в отношении товара, требуемого заказчику сформулированы таким образом, что участникам и контролирующему органу необходимо выискивать требуемые значения одного наименования товара при неоднозначности трактовки союзов, предлогов, знаков препинания и символов, что свидетельствует не о стремлении заказчика довести необходимые требований в предельно ясной и доступной форме, а, напротив, "запутать" участника закупки, спровоцировав ошибки при заполнении заявки.
Исходя из чего, Комиссия считает, что подобная Инструкция не нацелена на обеспечение принципа привлечения большего количества участников, а сам представитель Заказчика в момент заседания не мог достоверно указать Комиссии правильное заполнение показателей со ссылками на однозначное положение инструкции.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТехноКом" необоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системы;
3. Не выдавать Заказчику предписание, так как по результатам настоящего электронного аукциона заключен контракт;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 января 2022 г. N 047/06/49-122/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2022