Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобы ООО "ТРИУМФ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД России по Московской области" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЭТП НЭП (далее - Оператор электронной площадки) электронных аукционов на поддержание зданий, сооружений в исправном состоянии (извещения N 0348100082721000154, 0348100082721000155 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукционы), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукционов.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии в части неправомерного отказа в допуске к участию в Аукционах заявке Заявителя.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки N 0348100082721000154, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 22.12.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 475 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 30.12.2021
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущена 1 заявка от участника закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе заявке Заявителя.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.12.2021 N0348100082721000154-1-1 (далее - Протокол) участнику закупки с номером 2 (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям:
"Разделом 9 документации об электронном аукционе установлен Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, установленный в соответствии со ст. 14 Закона. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Определен: Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 28.13.14 Наименование товара: Насосы центробежные подачи жидкостей прочие; насосы прочие.
П. 2 Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 Устанавливает: Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно: а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
На участие в закупке подано четыре заявки в двух поставщиками являются государства - члены Евразийского экономического союза".
Изучив заявку Заявителя, представленную на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не противоречит нормам Закона о контрактной системе по основаниям, указанным в Протоколе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Аналогичным образом Аукционной комиссией допущены нарушения в части неправомерного отклонения заявки Заявителя по закупке N 0348100082721000155.
2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является поддержание зданий, сооружений в исправном состоянии.
Заказчиком в пункте 3 раздела 3 документации об Аукционе установлены требования к содержанию и составу первой части заявки, в том числе следующие:
"3. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не
подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, разделе 9 настоящей документации о закупке условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 закона);
б) Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в настоящей документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в настоящей документации об электронном аукционе".
В Приложении N 2 к документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам, в том числе для товаров (материалов).
В соответствии с разделом 9 "Информация о проведении закупки" документации об Аукционе установлены следующие сведения в отношении начальной (максимальной) цены контракта:
Максимальное значение цены контракта |
5 475 000,00 руб. |
Начальная сумма цена единиц товара, работы, услуги |
5 213 456,56 руб. |
Начальная цена единицы товара, работы, услуги |
Начальная сумма цен единиц запасных частей к технике, к оборудованию 3 828 943,07 руб Начальная сумма цен единиц работ, услуг по техническому обслуживанию средств измерения и работ по замене запасных частей 1 384 513,49 руб. |
Источник финансирования |
Федеральный бюджет |
Количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить |
При условии невозможности определения количества поставляемых товаров (объема подлежащих выполнению работ, оказанию услуг) оплата поставки товара (выполнения работы или оказания услуги) осуществляется по цене единицы товара (работы, услуги) исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта (объема фактически выполненной работы или оказанной услуги), но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. |
В соответствии частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При этом, в документации об Аукционе не содержится указание на конкретное количество товара, необходимого к поставке.
Таким образом, перечень товаров может, как полностью не применяться при исполнении контракта на поддержание зданий, сооружений в исправном состоянии, так и применяться в полном объеме либо частично, что зависит от проведения тех или иных работ в случае возникновения необходимости.
Следовательно, представление конкретных показателей товаров, необходимость в использовании которых в рамках выполнения работ по предмету контракта не определена, носит избыточный характер, что приводит к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на выполнении работ в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
Таким образом, учитывая, что Приложением N 2 к документации об Аукционе установлены требования к товарам (расходным материалам) объем которых не определен при выполнении работ по поддержанию зданий, сооружений в исправном состоянии, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей товаров в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом Заказчиком допущены нарушения в части установления ненадлежащим образом требований к содержанию и составу заявки по закупке N 0348100082721000155.
Таким образом, учитывая, что при осуществлении закупки Заказчик ненадлежащим образом установил требования к составу заявки, действия Аукционной комиссии в части неправомерного отклонения заявок участников закупки нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом Аукционной комиссией допущены нарушения в части неправомерного отклонения заявок участников по закупке N 0348100082721000155.
3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе установлены ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 617.
В Таблице N 5 Приложения N 2 к документации об Аукционе, установлены требования к техническим характеристикам, в том числе следующих товаров: "Кондиционер бытовой КТРУ 28.25.12.130-00000021", "Вентиляторы бытовые КТРУ27.51.15.110-00000035", "Устройство остановки колесного транспорта ОКПД2 28.99.39.190".
Кроме того, Таблицей N 5 Приложения N 2 к документации об Аукционе установлены требования к товарам "Одноступенчатые центробежные насосы с соосным патрубком ОКПД2 28.13.14.110".
На заседании Комиссии установлено, что товар "Одноступенчатые центробежные насосы с соосным патрубком ОКПД2 28.13.14.110" включен в Перечень, утвержденный Постановлением N 616.
При этом, согласно пункту 5 Постановления N 617 для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в Перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 Постановления N 617.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком наряду с товаром "Одноступенчатые центробежные насосы с соосным патрубком ОКПД2 28.13.14.110", установлены требования к иным товарам, не включенным в Перечень, что не соответствует Постановлению N 617 и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом Заказчиком допущены нарушения по закупке N 0348100082721000155.
4. Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1 к Приказу N 126н (далее - Приложение к Приказу N 126н).
В Приложении N 2 к документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, например, такие как: ""Кондиционер бытовой КТРУ 28.25.12.130-00000021", "Вентиляторы бытовые КТРУ27.51.15.110-00000035", "Устройство остановки колесного транспорта ОКПД2 28.99.39.190", "Одноступенчатые центробежные насосы с соосным патрубком ОКПД2 28.13.14.110".
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные товары включены в Приложение к Приказу N 126н.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит условие допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказом N 126н.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом Заказчиком допущены нарушения по закупке N 0348100082721000155.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ТРИУМФ" обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 3, 4 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делам от 13.01.2022 N 50/06/53815эп/21, N 50/06/53825эп/21.
5. Материалы дел от 13.01.2022 N 50/06/54091эп/21, N 50/06/54079эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13 января 2022 г. N 50/06/54091эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2022