Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращение ООО "ДЕСЕПТА Груп" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку расходных материалов для плазмафереза для нужд ГБУЗ МО "МОКПТД" в 2022 году (извещение N 0348200053521000308 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов обращения Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Управление, проведя внеплановую проверку в части доводов обращения Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сообщает.
В Управление поступило обращение Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, документация об Аукционе, утвержденная Заказчиком, противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 27.12.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 982 301,25 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 11.01.2022;
4) на участие в Аукционе поданы 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущены 2 заявки от участников закупки.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки; приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом; документации о закупке; контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками; описании объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В пункте 4 Правил формирования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является поставка расходных материалов для плазмафереза для нужд ГБУЗ МО "МОКПТД" в 2022 году.
Заказчиком в извещение о проведении Аукциона установлен объект закупки, а именно: Комплекты однократного применения для аппаратного и безаппаратного плазмафереза, Комплект магистралей полимерных кровопроводящих для лечебного и донорского плазмафереза, Контейнер полимерный однократного применения с раствором гемоконсерванта.
В Техническом задании документации об Аукционе установлены требования для товара "Набор афереза Код позиции КТРУ: 32.50.50.190-00000591".
Представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Код ОКПД2 выбран - 32.50.13.190 - "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки." В данный код ОКПД2 включены все три элемента набора для плазмафереза.
Терапевтический аферез включает плазмаферез. Плазмаферез. Аферез - это процесс разделения клеточных и растворимых компонентов крови с помощью прибора. Аферез часто проводится на донорах. цельная кровь которых центрифугируется для получения отдельных плазм. Плазмаферез - это процесс отделения плазмы от крови, обычно путем центрифугирования или фильтрации. Плазмаферез часто проводится здоровым донорам, для получения исключительно плазмы, которая используется для переливания пациентам или в качестве источника препаратов плазмы (например, альбумина, фактора свертывания крови), полученных из плазмы, собранной из тысяч донорских единиц.
Техническое задание сформировано на основании КТРУ, которое не содержит в себе описание по каждому элементу комплекта, а указывает на набор как таковой - это код КТРУ 32.50.13.190- 00000591 "Набор для афереза". Вид 262850. Описание "Набор стерильных и одноразовых/расходных изделий, предназначенный для использования при подготовке и проведении (для подключения пациента) афереза (например, иммуноадсорбции, плазмафереза, плазмообмена) с помощью системы афереза. Обычно состоит из комплекта трубок, устройств для отделения (например, адсорбента, фильтра) и растворов для промывки для подготовки экстракорпорального контура. Это изделие для одноразового использования.". Согласно описания КТРУ, набор состоит из: 1. комплект трубок; 2. Само устройство; 3. Раствор для промывки и подготовки".
Изучив документацию об Аукционе, а также документы и сведения, представленные на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии доказательств обратного не представлено.
Следовательно, в действиях Заказчика нарушений не выявлено.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара, ограничивающие количество участников закупки.
В Техническом задании документации об Аукционе для товара "Набор афереза" установлено следующее: "- Натрия цитрат 5,5- водный -31,94 г; - Глюкоза моногидрат - 25,5 г; - Натрия фосфорнокислый однозамещенный 2-водный - 2,51 г; - Кислота лимонная моногидрат - 3,27 г".
Кроме того, по мнению Заявителя, совокупности характеристик, установленных в Техническом задании документации об Аукционе для товара "Набор афереза", в частности требования к составу гемоконсерванта, соответствует товар единственного производителя ООО "Резерв-М".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии доказательств, однозначно свидетельствующих о возможности поставки медицинского изделия иного производителя, соответствующего требованиям документации об Аукционе, не представил.
Следовательно, довод обращения Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что 30.12.2021 г. Заказчику был направлен запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе.
10.01.2022 в 22:00 (МСК) Заказчиком на Официальном сайте размещен ответ на запрос разъяснений документации об Аукционе N РД1.
Заказчиком в пункте 26 информационной карты документации об Аукционе установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, а именно: "11" января 2022 г. 00:10:00 (время московское).
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 27 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "Дата начала срока предоставления разъяснений положений документации:"27" декабря 2021 г. Дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации: "10" января 2022 г.".
Изучив положения документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части установления подобным образом сроков ограничивают участников закупки и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 17.01.2022 N 07/ВП/353эп/22 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 17 января 2022 г. N 07/ВП/353эп/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2022