На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазяна,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А. Кочетовой,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.К. Карпенко,
при участии представителей интересов:
От Заказчиков представители на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,
- ООО "ОФ Ягуар" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (далее - Уполномоченный орган) - Горобец Е.В. (по доверенности),
проведя внеплановую проверку по процедуре проведения закупки "Оказание охранных услуг" (извещение N0175200000421000620) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
- извещение о проведении закупки размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) - 07.12.2021;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
- начальная (максимальная) цена контракта - 47276609.06 руб.;
Дата и время окончания подачи заявок |
14.01.2022 06:00 |
Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок |
14.01.2022 12:00 |
Дата подачи окончательных предложений |
18.01.2022 |
Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок |
21.01.2022 12:00 |
Извещение и документация о закупке размещены в 2021 году, Закупка проводилась по положениям Закона о контрактной системе, действовавшим на момент объявления Закупки.
Согласно обращению Заявителя, для оказания охранных услуг в соответствии с техническим заданием требуется использование специальных средств, однако заказчик не указал, какие именно специальные средства требуются для оказания услуг.
Согласно представленным заказчиками возражениям, при составлении Технического задания на оказание охранных услуг, заказчики использовали информацию, предусмотренную КТРУ. Участник закупки, должен был декларировать свое согласие.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, указывается в соответствии с КТРУ.
Постановлением Правительства РФ N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
Согласно подпункту "г" пункта 10 Правил в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пунктом 13 Правил установлено, что в описание товара, работы, услуги, в том числе включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения.
Выбранная позиция КТРУ - 80.10.12.000-00000002 "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)" содержит следующее описание:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Вид услуги по охране (характеристика является обязательной для применения) |
Обеспечение внутриобъектового режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности |
Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий | |
Обеспечение пропускного режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности | |
Охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности | |
Охрана имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию | |
Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности | |
Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности | |
Охрана объектов , находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности | |
Охрана объектов с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию | |
Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности | |
Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности | |
Использование мобильной группы (характеристика является обязательной для применения) |
Нет |
Использование специальных средств (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
Нет | |
Наличие оружия у сотрудников охраны (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
Нет |
Рассмотрев доводы Сторон и представленные материалы, Комиссия пришла к выводу, что требование о наличии у участника закупки специальных средств установлено заказчиками в соответствии с позицией КТРУ, следовательно, не нарушает требования Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (с изменениями и дополнениями) определен перечень видов специальных средств используемых в частной охранной деятельности, согласно приложению N 2:
1. Шлем защитный 1-3 классов защиты отечественного производства.
2. Жилет защитный 1-5 классов защиты отечественного производства.
3. Наручники отечественного производства "БР-С", "БР-С2", "БКС-1", "БОС".
4. Палка резиновая отечественного производства "ПР-73-М", "ПР-К", "ПР-Т", "ПУС-Г, "ПУС-2", "ПУС-3".
Специальные средства - то состоящие на обеспечении негосударственных охранных и детективных структур технические изделия (устройства, предметы, вещества), применяемые в случаях предусмотренных законами, которые прямо предназначены для защиты тела и головы сотрудника от поражающих элементов и оказания принудительного физического воздействия на человека (правонарушителя).
Они предназначены для:
- защиты сотрудников ЧОП и детективов от воздействия огнестрельного и холодного оружия, ударов метательными предметами, палками, металлическими прутами и т.п.
- отражения нападения правонарушителей, пресечения их неповиновения и ограничения физического сопротивления.
Специальные средства делятся на:
- Средства индивидуальной защиты.
- Средства активной обороны.
В процессе проведения внеплановой проверки Комиссией также установлено следующее.
Согласно пунктам 10-11 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" показателями не стоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Постановление N 1085) в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Постановления N 1085могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Между тем, при установлении не стоимостных критериев оценки заявок объединены в один показатель опыт и деловая репутация участников закупки:
2 |
Нестоимостные критерии оценки: Ri2 |
|||||||||||||||||
2.1. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: |
Значимость критерия оценки: 40%,коэффициент значимости критерия -0,4
|
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением N 1085 показателями не стоимостного критерия оценки могут быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а также деловая репутация участника закупки, при этом данные показатели устанавливаются как самостоятельные показатели и подлежат оценке как самостоятельные показатели.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один показатель опыт участника и деловая репутация, что приводит к невозможности получения максимального количества баллов при наличии у участников Закупки необходимого опыта работы, но при этом не подтверждающие деловую репутацию и наоборот, что не позволяет выявить участника, предлагающего лучшие условия исполнения контракта.
В действиях Заказчика содержится нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Выдать предписание об устранении положений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.А. Кочетова
Э.К. Карпенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 24 января 2022 г. N 082/06/99-74/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2022