На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средств вычислительной техники для нужд Федерального фонда обязательного медицинского страхования (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100001121000081) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, установленного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236);
2) неправомерно объединившего в один лот поставку "Комплекта модернизации ПАК тип 1" и "АРМ тип 2", "АРМ тип 3", поскольку указанные товары имеют разные классы ОКПД2.
В ходе проведения внеплановой проверки 12.01.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.01.2022.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС -08.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 52 211 000 рубля;
4) источник финансирования - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 16.12.2021;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 16.12.2021;
8) к участию в Аукционе допущено 2 участников закупки;
9) дата проведения Аукциона - 17.12.2021;
10) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участников закупки, признанные соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признано ООО "ОТР-Безопасность информационных технологий" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 51 688 890 рублей;
12) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 28.12.2021 N 02731000011210000810001 (номер реестровой записи 17727032382 21 000080) по цене в размере 51 688 890 рублей.
1. Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 1236.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1236 установлено, что запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не устанавливается в случае, если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).
Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является поставка средств вычислительной техники.
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе, запрет на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии Постановлением N 1236, не установлен, в связи с чем Заказчиком в ЕИС размещено Обоснование.
При этом Обоснование размещено в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Порядка.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что приобретение операционной системы, не включенной в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр), является объективной необходимостью Заказчика и обусловлено требованиями к наличию совместимости между закупаемой операционной системой и используемым Заказчиком комплексом коммуникаций "AVAYA SCOPIA ELITE".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком неправомерно объединены в один лот поставка "Комплекта модернизации ПАК тип 1" и "АРМ тип 2", "АРМ тип 3", поскольку указанные товары имеют разные классы ОКПД2.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии установлено, что согласно техническому заданию документации об Аукционе в рамках объекта закупки поставляются, в том числе следующие товары: "Комплекта модернизации ПАК тип 1" и "АРМ тип 2", "АРМ тип 3".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что объединение указанных товаров в один лот было обусловлено общим назначением и технологической взаимосвязью между собой в силу функциональных характеристик и потребительских свойств, поскольку указанные товары предназначены для формирования единого комплекса интерактивного и компьютерного оборудования, используемого в рабочем процессе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление N 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств,в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно пункту 4 Постановления N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 Постановления N 878, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе поставке подлежит, в том числе "МФУ", код ОКПД2 26.20.18 "Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений".
При этом указанный товар включен в Перечень Постановления N 878.
На заседании Комиссии установлено, что условия допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 878 не установлены.
Кроме того, разрешение на закупку промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, предусмотренное Постановлением N 878, отсутствует.
Таким образом, при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, включенной Перечень, необходимо устанавливать ограничения на допуск иностранных товаров в соответствии с Постановлением N 878.
С учетом изложенного, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом согласно техническому заданию документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта необходимо поставить, в том числе "АРМ" код ОКПД2 26.20.14 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных" и "МФУ" код ОКПД2 26.20.18 "Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений".
При этом согласно пункту 7 Постановления N 878 предметом одного контракта (одного лота) не может быть радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Вместе с тем Комиссией установлено, что "АРМ" не включен в Перечень Постановления N 878.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединена в один лот поставка товаров, включенных в Перечень и не включенных в него.
На основании изложенного, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что по результатам проведения Аукциона заключен государственный контракт, в связи с чем Комиссией принято решение предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. Передать материалы от 17.01.2022 по делу N П-7/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2022 г. N П-7/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022