На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Архсервисцентр" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ФГБУ "Национальный парк "Кенозерский" (далее - Заказчик), аукционной комиссией ФГБУ "Национальный парк "Кенозерский" (далее - Аукционная комиссия), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и внедорожной техники (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0324100004721000091) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу обращения Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 24.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 100 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 11.01.2022;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 12.01.2022;
8) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
9) дата проведения Аукциона - 13.01.2022;
10) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника, заявки которых признаны соответствующим требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признано ООО "Авто-союз" с предложением о цене контракта в размере 120 669 420,34 рублей.
Согласно части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи 44 Закона о контрактной системе, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021), обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. При этом оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:
1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.
В соответствии с частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) банковская гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системе, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Закона о контрактной системе. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
Согласно части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) возврат заявок на участие в аукционе в электронной форме оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
Пунктом 5 Правил ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей федерального закона контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 30.07.2019 ) установлено, что в целях ведения реестра банк не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии или днем внесения изменений в условия банковской гарантии, формирует и включает информацию и документы в реестр.
Пунктом 2 правил взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626 "О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе" (далее - Правила взаимодействия) установлено, что участник закупки в случае предоставления обеспечения заявки на участие в электронной процедуре в виде банковской гарантии одновременно с подачей заявки на участие в электронной процедуре направляет оператору электронной площадки посредством аппаратно-программного комплекса электронной площадки информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, предусмотренного частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Пунктом 25 Правил взаимодействия при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона осуществляется информационное взаимодействие электронной площадки с реестром банковских гарантий. При этом банковская гарантия признается отсутствующей в таком реестре в случае несоответствия идентификационного кода закупки, включенного в реестровую запись реестра банковских гарантий, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки.
Согласно документации об Аукционе дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 11.01.2022 15:00.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 31 000 рублей.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка на участие в Аукционе, поскольку в реестре банковских гарантий отсутствует информация о банковской гарантии, выданной Заявителю банком для целей обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Комиссией установлено, что Заявителем при формировании заявки на участие в Аукционе в качестве способа обеспечения заявки на участие в Аукционе выбрана банковская гарантия, выданная банком АО "Совкомбанк" (далее - Банк) от 10.01.2022 N 18410000006 (далее - Банковская гарантия). Указанные действия подтверждаются сведениями специализированного программного обеспечения информационной системы "Независимый регистратор".
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что при проверке Банковской гарантии (уникальный номер N 01Q1290103746522000101) в реестре банковских гарантий установлено, что, в реестре банковских гарантий отсутствует идентификационный код закупки, в связи с чем Банковская гарантия признана отсутствующей в реестре банковских гарантий.
При этом на заседании Комиссии установлено, что выданная Банковская гарантия включена в реестр банковских гарантий 10.01.2022 в 13:01, то есть до окончания срока подачи заявок.
Таким образом, учитывая, что дата включения сведений о Банковской гарантии в реестр банковских гарантий - 10.01.2022 13:01, то есть до окончания срока подачи заявок, Комиссия приходит к выводу, что Заявителю не обеспечена возможность принять участие в Аукционе, что не соответствует части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки соответствуют Закону о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать довод ООО "Архсервисцентр" не нашедшим своего подтверждения.
2. Признать нарушение части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 января 2022 г. N 22/44/99/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022