Резолютивная часть решения оглашена 19.01.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 21.01.2022.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ N4г. Грязи,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А. на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ СОШ N4 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области (реестровый номер 0846600000821000131) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителя заказчика, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 13 от 17.01.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 14.01.2022 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А (далее - заявитель) на положения документации об электронном аукционе заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ N4г. Грязи (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком допущено нарушение Закона о контрактной системе, поскольку в аукционной документации не установлено требование к участникам о наличии членства в саморегулируемой организации.
Представитель заказчика не согласен с жалобой заявителя, представил письменные возражения на жалобу.
Документация об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ СОШ N4 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области и извещение о проведении электронного аукциона (реестровый номер 0846600000821000131), размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 160 750,00 руб.
Объектом закупки является выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ СОШ N4 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе) документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) являются замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Как было установлено при рассмотрении жалобы, заказчиком закупаются работы по капитальному ремонту фасада здания, являющиеся объектом капитального строительства.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, участники закупки должны являться членами саморегулируемых организаций для выполнения работ по контракту.
Проанализировав аукционную документацию, установлено, что в ней не установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, что является нарушением ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе).
В силу ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе), контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе на основании получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
1. Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе) документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 31 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе) установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99) (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Пунктом 2.4 приложения N1 к Постановлению Правительства РФ N 99 (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе) установлено дополнительное требование к участникам закупок на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей:
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Также установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников указанному требованию.
Согласно части 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) являются замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Как установлено, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания.
Таким образом, поскольку объектом электронного аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту, то заказчик, в силу приведенных положений Постановления Правительства N 99, ст. 31 Закона о контрактной системе (в редакциях, действующих на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе), обязан установить в документации и извещении о проведении электронного аукциона указанное дополнительное требование к участникам электронного аукциона.
Однако заказчиком указанное дополнительное требование не установлено, что является нарушением ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе).
2. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе) в документации об электронном аукционе должна содержаться дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Частью 3 ст. 68 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе) установлено, что днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что поскольку объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту, электронный аукцион должен проводиться через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Вместе с тем, заказчиком установлена дата и время окончания подачи заявок - 14.01.2022 в 09:00, а дата проведения электронного аукциона - 18.01.2022.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком допущено нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе).
Установленные нарушения ч. 1, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе) содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А. на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ СОШ N4 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области (реестровый номер 0846600000821000131) обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ч. 1, 3 ст. 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе).
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе).
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 19 января 2022 г. N 048/06/105-56/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022