Резолютивная часть решения оглашена 19.01.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 24.01.2022.
На основании ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России)
рассматривается обращение муниципального бюджетного учреждения "Управление благоустройства г.Липецка", содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.09.2021 N2021-98 на поставку люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев (реестровый номер контракта 3482511529621000109), заключенного с ООО "УРАЛКОТЛОСЕРВИС" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846600002121000035, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО "УРАЛКОТЛОСЕРВИС" условий контракт.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 13.01.2022 N8 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Заседание Комиссии по рассмотрению обращения заказчика и проведению вышеуказанных проверок назначено на 18.01.2022 в 09 ч. 20 мин. Однако, с целью получения дополнительных документов, рассмотрение обращения было отложено на 19.01.2022 в 09 ч. 20 мин.
Проверка проведена посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителей:
- муниципального бюджетного учреждения "Управление благоустройства г.Липецка": _,
- ООО "УРАЛКОТЛОСЕРВИС": _.
В Липецкое УФАС России 12.01.2022 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "УРАЛКОТЛОСЕРВИС" (далее по тексту также - общество, поставщик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 10.09.2021 N2021-98 на поставку люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев (реестровый номер контракта 3482511529621000109), заключенного с ООО "УРАЛКОТЛОСЕРВИС" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846600002121000035.
Представитель заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснил, что поскольку поставщик по состоянию на 23.11.2021 не поставил требуемый товар, чем нарушил условия заключенного контракта, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении поставщика подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители общества, в числе прочего, пояснили, что поставщиком был заключен контракт с производителем требуемого заказчику товара- Челябинским заводом котельного оборудования. 20.09.2021 от данного производителя поступило письмо, что поставка товара задерживается по причине пандемии Covid-19 и выхода из строя индукционной печи в литейном цехе завода. О задержке в изготовлении требуемого заказчику товара поставщик на следующий день письмом уведомил заказчика. 07.10.2021 поставщик отгрузил заказчику часть товара, которая им была принята. А 27.12.2021 общество уведомило заказчика о поставке оставшейся части товара 31.12.2021. Однако, в указанную дату заказчик данный товар не принял и вернул его поставщику. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщик считает неправомерным.
В ходе анализа представленных сторонами документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
10.09.2021 между заказчиком и поставщиком заключен контракт N2021-98 на поставку люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев (реестровый номер контракта 3482511529621000109) (далее -контракт).
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно п.8 ст.3 Закона о контрактной системе, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 526 ГК РФ, по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В силу п.1.1 контракта, поставщик обязуется поставить товар Заказчику, в соответствии со спецификацией (Приложение N1), являющейся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар.
Приложение N1 (Спецификация) к контракту содержит следующий перечень товаров:
NN п/п |
Наименование товара, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, наименование страны происхождения товара |
Ед. изм. |
Количество |
Цена единицы, руб. с НДС |
Сумма, руб. с НДС |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Дождеприемник ливнесточного колодца ДМ2(С250)-2-37х78.
Страна происхождения: Российская Федерация |
Тип и наименование: ДМ2 (С250) - магистральный дождеприемник. Нагрузка номинальная, кН: 250. Исполнение: 2 - с минимальной шириной продольной опорной части корпуса, прилегающего к бордюру дороги. Размер проема: 37х78 см. |
компл |
70 |
7 854,37 |
549 805,90 |
2 |
Люк смотрового колодца Т(С250)-1-60
Страна происхождения: Российская Федерация |
Тип и наименование: Т (С250) - тяжелый люк. Нагрузка номинальная, кН: 250. Исполнение: общего назначения. Диаметр проема в корпусе: 60 см. |
компл |
29 |
6 512,82 |
188 871,78 |
1 |
6 510,83 |
6 510,83 |
||||
Всего: |
|
|
|
745 188,51 |
В соответствии с п.2.1 контракта, поставщик за свой счет осуществляет доставку и разгрузку товаров по адресу: 398042, г. Липецк, Универсальный проезд, д.10.
А согласно п.2.3-2.4 контракта, товары поставляются Заказчику в срок: в течение 10 календарных дней после заключения контракта. Один раз в год.
Днем поставки товара считается день приемки всего предусмотренного контрактом товара Заказчиком (его представителем) и завершения его проверки по количеству, комплектности и качеству (подписания документа о приемке). Поставщик при передаче товара Заказчику также производит передачу всех необходимых для нормального использования товара документов на русском языке, а также сопроводительные документы о номенклатуре и количестве. Поставка товара без документов, подтверждающих качество товара, не допускается. Товар должен быть маркирован согласно действующей нормативной документации, маркировка выполнена на русском языке.
Таким образом, вышеуказанными положениями контракта установлено требование о поставке товара один раз в год, т.е. одной партией, в течение 10 календарных дней после заключения контракта. При этом, днем поставки товара будет считаться день подписания документа о приемке.
Приемка товара по количеству и качеству осуществляется заказчиком в соответствии с условиями настоящего контракта (п.2.6 контракта).
При этом, в силу п.3.2 контракта, заказчик вправе отказать в приемке товара в случае отличия его наименования от указанного в спецификации (синонимическая замена), несвоевременной поставки, некачественности (низшего качества по сравнению с условиями контракта) товара, непредоставления документов и сведений, указанных в п. 2.4. настоящего контракта.
Как следует из материалов проверки, в срок, предусмотренный контрактом: в течение 10 календарных дней после заключения контракта (т.е. до 20.09.2021), требуемый заказчику товар, одной партией, поставщиком поставлен не был.
Таким образом, поставщиком был нарушен срок поставки товара.
Как следует из представленного поставщиком в материалы проверки письма Челябинского завода котельного оборудования (исх.N231 от 20.09.2021), поставка товара задерживается по причине пандемии Covid-19 и в связи с выходом из строя индукционной печи в литейном цехе завода.
Однако, как установлено и доказательств обратного обществом в материалы проверки не представлено, о наличии указанных обстоятельств общество не уведомляло заказчика.
22.09.2021 заказчиком в адрес общества была направлена претензия о необходимости исполнить обязательства по контракту в срок до 30.09.2021.
Как установлено из представленных в материалы проверки документов, 07.10.2021 поставщиком заказчику была поставлена часть товара- люки смотрового колодца Т (С250)-1-60 в количестве 30 шт., что подтверждается товарной накладной N106 от 30.09.2021. Вместе с тем, факт частичной поставки товара, не в полном объеме, не соответствует требованиям п.2.3 контракта в части поставки товара один раз в год.
В то же время, как следует из представленного акта приемки товаров (работ, услуг) от 07.10.2021, приемочной комиссией заказчика установлено, что поставленный товар соответствует условиям заключенного контракта. В связи с чем, люки смотрового колодца Т (С250)-1-60 в количестве 30 шт. были приняты приемочной комиссией заказчика. При этом, в акте приемки товаров (работ, услуг) был отражен факт не поставки обществом товара по позиции N1 спецификации контракта.
11.10.2021 заказчиком в адрес общества была направлена претензия о необходимости исполнить обязательства по контракту в срок до 22.10.2021.
21.10.2021 общество письменно уведомило заказчика о поставке 07.11.2021 дождеприемников ливнесточного колодца ДМ2(С250)-2-37х78, в количестве 70 шт., в связи с объявлением с 30.10.2021 по 07.11.2021 нерабочими днями.
27.10.2021 заказчик письменно подтвердил готовность получения и разгрузки требуемого товара на склад- 07.11.2021.
Однако, как следует из представленных в материалы проверки документов, требуемый заказчику товар 07.11.2021 обществом поставлен не был.
Доказательств обратного обществом в материалы проверки не представлено.
Таким образом, как следует из вышеизложенного, поставщиком допущено неоднократное нарушение сроков поставки товара.
При этом, как следует из пояснений представителей общества и представленного в материалы проверки письма Челябинского завода котельного оборудования (исх.N294 от 22.11.2021 в ответ на запрос общества от 07.11.2021), в связи с завершением ремонта печи, отгрузка недопоставленной продукции планируется до 20.12.2021.
Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ч.1 ст.523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (ч.2 ст.450 ГК РФ).
При этом, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (ч.2 ст.523 ГК РФ).
Следовательно, неоднократное нарушение сроков поставки товара для данного контракта является существенным нарушением контракта.
Согласно ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Необходимо отметить, что в соответствии с п.7.1 контракта, в случае поставки товара ненадлежащего качества Заказчик вправе предъявить Поставщику требование о расторжении контракта и возвратить товар Поставщику за счет Поставщика.
А согласно п.7.7 контракта, при неисполнении существенного условия контракта Заказчик имеет право расторгнуть настоящий контракт в судебном порядке. При этом под существенными условиями контракта понимаются: цена, качество, комплектность, функциональные характеристики (потребительские свойства), количество товара, место, срок и условия его поставки.
При этом, в соответствии с п.12.3 контракта, основания расторжения и прекращения действия настоящего контракта определяются в соответствии с действующим законодательством и п.7.1., п.7.7., п.12.1. настоящего контракта. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
25.11.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое в этот же день направлено поставщику заказным письмом с уведомлением, телеграммой по почтовому адресу, указанному в контракте, размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и направлено по адресу электронной почты, указанному в контракте.
В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе (действующей на момент расторжения контракта), решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.12.2021 поставщиком по электронной почте в адрес заказчика направлено письмо, в котором он, в числе прочего, уведомил заказчика о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и о наличии у общества 10 дней для исполнения обязательств по контракту в полном объеме.
Таким образом, датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта является 26.12.2021.
В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу.
Контракт расторгнут 10.01.2022, в силу положений ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе.
При этом, необходимо отметить, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно пояснений представителей общества, сведения о готовности поставщика осуществить поставку требуемого заказчику товара 31.12.2021 с указанием информации о водителе и автотранспортном средстве с товаром были направлены в адрес последнего письмом по электронной почте, датированным 27.12.2021.
Однако, как пояснил представитель заказчика, данное письмо от поставщика в адрес заказчика не поступало.
В тоже время, согласно представленным представителем заказчика фотоматериалам, полученным с камеры видеонаблюдения, установленной на территории заказчика, а также согласно пояснений представителей сторон, 31.12.2021 на территорию заказчика приехал автомобиль поставщика с товаром.
Между тем, как следует из пояснений представителя заказчика и представленной им копии служебной записки, при осмотре привезенного товара представителем заказчика было установлено, что товар поступил не в полном объеме (в количестве 49 шт.) с неправильно оформленными документами. При этом, водитель поставщика отказался осуществить разгрузку товара. В связи с чем, поступивший 31.12.2021 на территорию заказчика товар разгружен не был, приемка заказчиком не осуществлялась.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителей общества и представленных документов (в частности, копии товарной накладной N139 от 29.12.2021, а также письма ИП Ионовой Л.В. от 11.01.2022 в адрес общества), 31.12.2021 в адрес заказчика автотранспортным средством были направлены дождеприемники ливнесточного колодца ДМ2(С250)-2-37х78 в количестве 70 шт. Однако, заказчик отказался от приемки и разгрузки товара. Также, установлено, что автотранспортное средство с товаром приезжало в адрес заказчика и 10.01.2022, однако, заказчик вновь отказался от приемки и разгрузки товара.
Проанализировав вышеуказанные документы, представленные сторонами, Комиссия Липецкого УФАС России критически относится к фактам, изложенным в служебной записке, представленной представителем заказчика, относительно поставки 31.12.2021 обществом товара не в полном объеме (в количестве 49 шт.).
Так, согласно служебной записки, при осмотре привезенного товара наемным транспортом представителем заказчика было установлено, что товар поступил не в полном объеме (в количестве 49 шт.) с неправильно оформленными документами. Между тем установлено, что разгрузка товара на территории заказчика водителем осуществлена не была.
В связи с чем, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России, определить с точной степенью уверенности количество доставленного товара, при неосуществлении разгрузки товара на территории заказчика, представителю заказчика, присутствующему при доставке водителем товара, не представилось бы возможным.
Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России ставит под сомнение указание заказчика в служебной записке факта поставки обществом товара в количестве 49 шт. при отсутствии факта разгрузки товара. В то время как представленные представителями общества документы (копии товарной накладной N139 от 29.12.2021, а также письма ИП Ионовой Л.В. от 11.01.2022 в адрес общества), свидетельствуют о том, что 31.12.2021 в адрес заказчика автотранспортным средством были направлены дождеприемники ливнесточного колодца ДМ2(С250)-2-37х78 в количестве 70 шт.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и до вступления его в законную силу поставщик осуществил заказчику поставку недопоставленного товара, для устранения нарушений условий контракта. Однако, заказчик не обеспечил разгрузку и приемку данного товара и тем самым не применил ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "УРАЛКОТЛОСЕРВИС" (_).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 19 января 2022 г. N РНП-48-8-м/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022