Резолютивная часть решения оглашена 25 января 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 января 2022 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:.,
В присутствии представителя ГБУЗ "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" -по доверенности,
представители ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на рассмотрении не присутствовали, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "МД-Консалтинг" на действия ГБУЗ "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг ГБУЗ "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" на февраль-март 2022 год. (номер извещения N 0853500000321011447),
УСТАНОВИЛА:
20.01.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - Заказчик) при проведении при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг ГБУЗ "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" на февраль-март 2022 год. (номер извещения N 0853500000321011447) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (здесь и далее по тексту - в редакции, действующей на момент размещения Заказчиком извещения по указанной закупке), Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из содержания жалобы следует, что Заказчиком, ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представитель Заказчика просил признать жалобу Заявителя необоснованной, уточнив, конкурсная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных доводов ООО "МД-Консалтинг" Заявителем не представлено.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
21.12.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация на проведение открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг ГБУЗ "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" на февраль-март 2022 год. (номер извещения N 0853500000321011447).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 699 969,52 рублей.
Конкурсная документация утверждена Заказчиком.
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничения доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила) (здесь и далее по тексту - в редакции, действующей на момент размещения Заказчиком извещения по указанной закупке), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Комиссией установлено, что конкурсная документация Заказчика закрепляет следующий порядок оценки по нестоимостному критерию:
2. Порядок оценки заявок по нестоимостным критериям
2.1. Порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Значимость критерия - 40%.
Коэффициент значимости - 0,4.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).
В соответствии с пунктом 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных указанными Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Правил.
Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил (п. 28 Правил).
Критериями оценки, утвержденными Заказчиком, установлено, в том числе, следующее:
N п/п |
Критерий (показатель критерия) оценки заявок |
Значимость показателя, баллов |
Коэффициент значимости показателя (значимость показателя, %)* |
Коэффициент значимости критерия (значимость критерия, %)** |
2.1. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
- |
- |
0,4 (40%) |
2.1.1. |
Опыт участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказания услуг сопоставимого характера и объема |
100, при этом: |
0,30 (30%) |
|
Наличие у участника закупки опыта оказания охранных услуг за период 2018 - 2021 гг. в количестве 1 контракта/договора за каждый год, заключенных в рамках Закона 223-ФЗ или Закона 44-ФЗ для социальных, медицинских или образовательных учреждений.
Сведения подтверждаются участником закупки путем предоставления совокупности следующих документов и сведений: 1) заверенные участником закупки копии исполненных договоров/контрактов; 2) заверенные участником закупки копии актов приемки (сдачи-приемки) услуг по исполненным договорам/ контрактам. |
100 |
|||
Наличие опыта |
100 |
|||
Отсутствие опыта |
0 |
|||
2.1.2. |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг |
100, в том числе: |
0,25 (25%) |
|
1) Наличие у участника закупки служебного транспорта (автомобилей):
Сведения подтверждаются участником закупки путем предоставления совокупности следующих документов и сведений: 1) копии договоров аренды; и /или 2) копии свидетельства о государственной регистрации 3) копия ПТС 4) копия действующего страхового полиса ОСАГО. |
25: |
|||
5 единиц и более |
25 |
|||
менее 5 единиц |
0 |
|||
2) Наличие у участника закупки специальных средств (бронежилеты, шлемы защитные, наручники, палка резиновая):
Сведения подтверждаются участником закупки путем предоставления документов и сведений: 1) копия журнала учета специальных средств; |
25 |
|||
30 и более единиц каждого вида специальных средств; |
25 |
|||
менее 30 единиц каждого вида специальных средств; |
0 |
|||
3) Наличие у участника закупки помещения для работы охранного предприятия с дежурной частью.
Сведения подтверждаются участником закупки путем предоставления совокупности следующих документов и сведений: 1) копия договора аренды; и/или 2) копия справки из ЕГРП. |
25 |
|||
наличие |
25 |
|||
отсутствие |
0 |
|||
4) Наличие у участника закупки электронных систем контроля за работой сотрудников охранного предприятия на охраняемом объекте.
Сведения подтверждаются копией сертификата или декларации, а также платежным документом о приобретении электронной системы контроля. |
25 |
|||
наличие |
25 |
|||
|
отсутствие |
0 |
||
2.1.3. |
Деловая репутация участника закупки |
100, при этом: |
0,2 (20%) |
|
Отсутствие нарушений за организацией и руководителем организации в области лицензированной деятельности охранных услуг за 2021 г
Сведения подтверждаются участником закупки путем предоставления сведений (документов): 1) копия справки, выданная соответствующим структурным подразделением Росгвардии по соответствующему региону не ранее, чем за 1 месяц до даты размещения извещения о проведении закупки в единой информационной системе. |
40 |
|||
отсутствие вышеуказанных нарушений |
40 |
|||
наличие вышеуказанных нарушений |
0 |
|||
Наличие документов, подтверждающих положительную деловую репутацию участника закупки по оказанию охранных услуг государственным / муниципальным заказчикам за 2018-2021 гг. в количестве 12 штук и более: Для целей оценки заявок на участие в закупке участник закупки предоставляет не более одного отзыва (благодарственного письма) от каждого из контрагентов за 1 год, при этом отзыв (благодарственное письмо) должно быть подписано уполномоченным представителем контрагента, а также касаться его деловой репутации в сфере оказания услуг. Отзыв должен иметь дату. Отзывы должны быть представлены не менее 4 штук в отношении каждого года. Сведения подтверждаются участником закупки путем предоставления сведений (документов): 1) копии благодарственных писем, благодарностей, отзывов о работе и т.д. |
30 |
|||
1) 12 штук и более |
30 |
|||
2) менее 12 штук |
0 |
|||
Отсутствие судебных разбирательств по ненадлежащему оказанию охранных услуг по контрактам/договорам, заключенным в рамках Закона 223-ФЗ или Закона 44-ФЗ, за 2018-2021 гг. до даты размещения извещения о проведении закупки в единой информационной системе
Сведения подтверждаются участником закупки путем предоставления сведений (документов): 1) декларация участника закупки в свободной форме. |
30 |
|||
отсутствие судебных разбирательств |
30 |
|||
наличие судебных разбирательств |
0 |
|||
2.1.4. |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами |
100, при этом: |
0,1 (10%) |
|
Наличие охранников с квалификацией 4-6 разряда со стажем работы охранником не менее 2-х лет.
Сведения подтверждаются участником закупки путем предоставления совокупности следующих документов и сведений: 1) копии личных карточек в отношении каждого охранника; 2) копии трудовых книжек (страницы с данными охранника (1 страница) и записью о последнем месте работы) в отношении каждого охранника; 3) копии удостоверений охранника; 4) копии приказа о принятии на работу на каждого охранника; 5) согласие сотрудников на обработку персональных данных. 6) копия штатного расписания. | ||||
40 и более человек |
100 |
|||
менее 40 человек |
0 |
|||
2.1.5. |
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг: |
100, в том числе: |
0,15 (15%) |
|
|
Соответствие участника закупки ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.
Сведения подтверждаются участником закупки путем предоставления документов: 1) копия сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования; |
|
|
|
|
Наличие |
100 |
|
|
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии исполненного контракта по оказанию охранных услуг государственным/муниципальным заказчикам (за период с 2018 по 2021 г.) в количестве 12 штук и более, что не соответствует Порядку. По мнению заявителя, Заказчик должен учитывать в качестве подтверждения опыта, также опыт исполнения аналогичных работ, выполненных в рамках гражданско-правовых договоров.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что оспариваемые требования определены Заказчиком исходя из собственных потребностей и представлений о сопоставимых характеристиках деятельности хозяйствующих субъектов в целях выбора наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ, и не направлены на ограничение количества участников закупки, не предрешают исход торгов. Критерии и балльная система оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе являются едиными для всех участников конкурса и не свидетельствуют о создании преимущественных условий одному из хозяйствующих субъектов. Указание о том, что при оценке заявок и присвоении баллов по настоящему показателю учитываются контракты по оказанию охранных услуг именно государственным/муниципальным заказчикам (за период с 2018 по 2021 г.), установлено Заказчиком, исходя из своих потребностей и понимания сопоставимости и актуальности опыта в выполнении конкретных работ. Ввиду того, что при прочих равных условиях (т.е. наличия равного опыта работ) при выявлении лучшего предложения из поступивших на закупку для заказчика приоритетным будет опыт выполнения работ в рамках государственных или муниципальных контрактов было установлено данное условие. Для заказчика при выявлении лучших условий выполнения контракта имеет значение не только сам факт завершения выполнения работ участником, но и качество данного опыта. В интересах заказчика не только сам факт выполнения работ, но и бесперебойное выполнение контракта.
Комиссия контрольного органа, проанализировав представленные пояснения Заказчика, конкурсную документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг ГБУЗ "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" на февраль-март 2022 год. (номер извещения N 0853500000321011447) приходит к следующим выводам:
Положения оспариваемой конкурсной документации не содержат такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы и (или) представление в качестве опыта - исполненного контракта, заключенного с иными заказчиками не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Заказчик самостоятельно определяет, что относится к опыту сопоставимости по характеру и объему, а также самостоятельно устанавливает величины предельно необходимых минимальных или максимальных количественных значений качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.
Комиссией Оренбургского УФАС России принято во внимание, что Заявителем не представлено ни одного исполненного контракта, который не может быть принят конкурсной комиссией к оценке по причине наличия в документации оспариваемого требования. Из изложенного следует, что Комиссия Оренбургского УФАС России не может заключить, что права ООО "МД-Консалтинг" нарушены действиями Заказчика, утвердившего установленный порядок оценки заявок.
Также Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что вне зависимости от наличия у участника закупки опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема, а также документов, подтверждающих наличие такого опыта и соответствующих конкурсной документации, такой участник сможет подать заявку на участие в открытом конкурсе и его заявка будет рассмотрена и оценена конкурсной комиссией.
Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 г. N 307-ЭС 19-21226 по делу N А44-6018/2018 "основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки".
Установление Заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающий конкретный критерий.
Таким образом, доказательств ущемления прав участников закупки, свидетельствующих об ограничении конкуренции, Заявителем не представлено. Довод признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Жалобу ООО "МД-Консалтинг" на действия ГБУЗ "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг ГБУЗ "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер" на февраль-март 2022 год. (номер извещения N 0853500000321011447) признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 25 января 2022 г. N 056/06/54.7-50/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022