Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии --------------;
члены комиссии:
-------------------;
в присутствии представителей:
Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" - -----------------, действующей на основании доверенности N20/22 от 20.01.2022 года (со сроком действия по 31.12.2022 года);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - ----------------, действующего на основании доверенности б/н от 28.05.2021 года (со сроком действия один год),
в отсутствие представителей Индивидуального предпринимателя ------------, надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения дела N 013/06/54.3-14/2022 (уведомление N 13 от 19.01.2022 г.),
рассмотрев 24 января 2021 года в дистанционном режиме посредством видеоконференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя ------------- (далее - Заявитель) на действия государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000321003079 на выполнение работ по строительству спортивного объекта капитального строительства "Региональный центр по велоспорту-ВМХ и техническим видам спорта (I очередь строительства. "Открытый ВМХ-трек в г. Саранск")" (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 18.01.2022 года поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 19.01.2022 года N 13 рассмотрение жалобы назначено на 21.01.2022 года в 14 часов 30 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 19.01.2022 года N 13 о назначении дела N 013/06/54.3-14/2022 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу, на основании письменного ходатайства об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференц-связи, заявленного Уполномоченным учреждением, письмом N150 от 21.01.2022 года сторонам по делу было направлено приглашение на участие в видеоконференции (далее - ВКС), а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
21.01.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 24.01.2022 г. 11:30.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N 0809500000321003079 и документация о проведении Конкурса размещены Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 17.12.2021 17:56 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 172 668 395,97 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 18.01.2022 09:00.
Код бюджетной классификации: 8041102065P551391414.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе (здесь и далее в редакции Закона о контрактной системе на момент размещения извещения о проведении Конкурса) любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В жалобе Заявитель указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, в связи с установлением в конкурсной документации порядка оценки заявок не позволяющего выявить лучшее условие исполнение контракта, поскольку в конкурсной документации Заказчиком установлены показатели оценки опыта работы, связанные c наличием у участника закупки контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 100% НМЦК настоящей закупки.
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе в адрес Мордовского УФАС России представлены возражения по доводу, указанному в жалобе (вх.N225 от 20.01.2022 года, вх.N227 от 20.01.2022 года).
Проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения Сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого Конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Постановление N 1085, Правила) (здесь и далее в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении Конкурса), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Постановления N 1085, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 10, 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с пунктом 27(3) для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Как указывалось выше, в соответствии с извещением о проведении Конкурса, положениями конкурсной документации, объектом закупки является выполнение работ по строительству спортивного объекта капитального строительства "Региональный центр по велоспорту-ВМХ и техническим видам спорта (I очередь строительства. "Открытый ВМХ-трек в г. Саранск")".
Согласно конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Так, для оценки заявок участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
N критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе/ Коэффициент значимости критериев оценки |
Стоимостные критерии оценки | ||
1. |
Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги |
60% / 0,6 |
Нестоимостные критерии оценки | ||
2. |
Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40% / 0,4 |
Для расчета по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" применяется следующая методика:
Заказчиком устанавливается показатели и его значимость:
N п/п |
Наименование показателя критерия оценки |
Коэффициент значимости показателя (КЗ), %/доля |
1 |
Общее количество исполненных контрактов (договоров) |
25%/0,25 |
2 |
Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) |
75%/0,75 |
Для оценки заявок по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" будут учитываться следующие виды контрактов (договоров):
- контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов) (пп. "а" п. 27.3 Правил).
При этом к оценке будут приниматься следующие контракты (договоры):
а) исполненные не ранее чем за 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и (или) Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также сведения о которых размещены в реестре контрактов (договоров) в единой информационной системе в сфере закупок;
б) цена каждого контракта (договора) составляет не менее чем 100% (не менее 172 668 395,97 руб.) от начальной (максимальной) цены контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме, рассчитанной в Разделе 3. Обоснование начальной максимальной цены контракта настоящей конкурсной документации.
Комиссия обращает внимание, что положения пункта 27(2) Правил, в отличие от положений пункта 27 Правил, не допускают возможность предъявления к предоставляемым участниками документам ограничительных барьеров, обусловленных "сопоставимым объемом и характером". При этом пунктом 27(2) Правил предусмотрены специальные правила выбора наилучших условий исполнения контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Аналогичная позиция отражена в Письме ФАС России от 08.12.2021 N МШ/105064/21 "По вопросу применения положений пунктов 27(2), 27(3) постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085", согласно которой установление в документации о закупке требований к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, не соответствует положениям пункта 27(2) Правил.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, а именно установившего требование к минимальной стоимости контрактов (договоров), предоставляемых к оценке по Показателю критерия "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" (цена каждого контракта (договора) составляет не менее чем 100% (не менее 172 668 395,97 руб.) от начальной (максимальной) цены контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме, рассчитанной в Разделе 3. Обоснование начальной максимальной цены контракта настоящей конкурсной документации) нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя признан обоснованным.
Поскольку на участие в Конкурсе подана одна заявка Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, предписание об устранении данного нарушения не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя ----------- на действия Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия", Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного конкурса N 0809500000321003079 на выполнение работ по строительству спортивного объекта капитального строительства "Региональный центр по велоспорту-ВМХ и техническим видам спорта (I очередь строительства. "Открытый ВМХ-трек в г. Саранск")" обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 24 января 2022 г. N 013/06/54.3-14/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022