Резолютивная часть решения оглашена "21" января 2022 года. В полном объеме решение изготовлено "25" января 2022 года.
при участии посредством видеоконференцсвязи: представителя Заказчика - ГКУ Калужской области "Центр обеспечения "Ока" <_> (паспорт, доверенность), представителей уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области <_> (паспорт, доверенность), <_> (паспорт, доверенность), представителя заявителя - АНОО ДПО "Высшая школа закупок" <_> (паспорт, доверенность), рассмотрев жалобу N040/06/54.3-37/2022 АНОО ДПО "Высшая школа закупок" по существу, установила: по существу, установила: |
17.01.2021 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба АНОО ДПО "Высшая школа закупок" на положения конкурсной документации Заказчика - ГКУ Калужской области "Центр обеспечения "Ока" при проведении конкурса в электронной форме N0137200001221006636, предметом которого является оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг: правовое регулирование".
Заявитель полагает, что конкурсная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 28.12.2021 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137200001221006636 о проведении конкурса в электронной форме, предметом которого является оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг: правовое регулирование" (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении конкурса, составляла 235 999,98 рублей.
Заказчиком по указанному конкурсу выступало - ГКУ Калужской области "Центр обеспечения "Ока".
Срок окончания приема заявок на участие в конкурсе согласно извещению о проведении конкурса - 04.02.2022 08:00.
2. В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
3. Согласно доводам жалобы заявителя, установленные заказчиком в конкурсной документации требование о наличии у специалистов участника закупки, непосредственно задействованных в проведении обучения, грамот и (или) благодарностей федеральных органов власти, а также требование, что грамоты и благодарности, не подверженные копиями приказов федеральных органов власти об их вручении, не будут учитываться заказчиком при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе неправомерно и не способствует определению лучших условий исполнения контракта.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 28 Правил оценки такая оценка заявок (предложений) по данному критерию оценки производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.
Критериями оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе конкурсной документации под нестоимостными критериями Заказчиком установлено следующее:
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта".
По критерию предусмотрен показатель, раскрывающий его содержание:
N п/п |
Показатели критерия |
Порядок расчета количества баллов |
1. |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. В рамках показателя оценивается наличие у специалистов участника закупки, непосредственно задействованных в проведении обучения, грамот и (или) благодарностей федеральных органов власти, связанных с осуществлением указанными специалистами деятельности в области регламентированных закупок.
Для целей расчета используется информация о количестве грамот и (или) благодарностей федеральных органов власти, имеющихся у специалистов, непосредственно задействованных в оказании образовательных услуг.
Подтверждением информации являются: 1) копии грамот и (или) благодарностей федеральных органов власти, предоставленные участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе 2) копии приказов федеральных органов власти о вручении грамот и (или) благодарностей. Грамоты и благодарности, не подверженные копиями приказов федеральных органов власти об их вручении, не будут учитываться заказчиком при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе. 3) перечень специалистов участника закупки, непосредственно задействованных в проведении обучения. |
Для заказчика лучшим условием является наибольшее значение показателя. Для целей оценки установлено предельно необходимое максимальное значение показателя - 10 копий грамот и (или) благодарностей федеральных органов власти.
Для расчета баллов применяются следующие формулы: а) в случае если :
б) в случае если :
при этом , где: КЗ = 1 - коэффициент значимости показателя. - предложение участника закупки, заявка которого оценивается; - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки; =10 - предельно необходимое заказчику значение характеристики; - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение. |
В случае непредставления участником конкурса подтверждающих документов, заявке будет присвоено минимальное значение баллов - 0.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание на то обстоятельство, что требование заказчиком предоставления грамот и (или) благодарностей исключительно от федеральных органов власти, ограничивает права участников Конкурса, так как исключает возможность предоставления грамот и благодарностей от иных организаций и учреждений, в том числе региональных органов власти и местного самоуправления в связи с осуществлением ими непосредственно образовательной деятельности. Требование о предоставлении копий приказов, на основании которых выданы грамоты и благодарности, также является необоснованным, так как данные документы относятся к внутренним документам и могут не передаваться лицу, которому выдана грамота или объявлена благодарность. Достаточных документальных доказательств обратного, заказчиком в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, установленный в конкурсной документации нестоимостной критерий оценки не способствует определению лучших условий исполнения контракта, предметом которого является оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке и противоречит части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, пункту 3 Правил оценки и свидетельствует о нарушении Заказчиком положений части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системеи содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы жалобы признаются обоснованными.
4. Кроме того, в ходе проведения внеплановой документарной проверки, Комиссия Калужского УФАС России также установила, что выбранный заказчиком в качестве нестоимостного критерия показатель не может быть признан объективным в части проведения оценки заявок, так как значения его определяющие (грамоты и благодарности) не связаны с обеспеченностью участника закупки трудовыми ресурсами и являются документами, в большей степени подтверждающими деловую репутацию.
Таким образом, установленный заказчиком порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение, поскольку вышеуказанным порядком оценки должно быть предусмотрено присвоение максимального количества баллов по предоставлению сведений о наличии наибольшего количества соответствующих специалистов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика при утверждении конкурсной документации нарушают требования части 2 статьи 8,части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, что образует событие административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу АНОО ДПО "Высшая школа закупок" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГКУ Калужской области "Центр обеспечения "Ока" при утверждении конкурсной документации нарушение части 2 статьи 8,части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание заказчику - ГКУ Калужской области "Центр обеспечения "Ока" об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ путем внесения изменений в конкурсную документацию и продления срока подачи заявок на участие в конкурсе.
4. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" обеспечить возможность заказчику внести изменения в конкурсную документациюи продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 25 января 2022 г. N 040/06/54.3-37/2022 (ключевые темы: участники закупок - критерии оценки - благодарности - конкурсная документация - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022