Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Т.С. Акопян,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дела NN 061/06/54.3-64/2022, 061/06/54.3-65/2022, 061/06/54.3-73/2022, 061/06/54.3-74/2022 по жалобам Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3, Заявителя-4 о нарушении Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0158300042321000025 "Общественная территория, расположенная по адресу: Ростовская область, Семикаракорский район, 10 метров по направлению на север от строения, расположенного по адресу: город Семикаракорск, ул. Ленина, 138 (благоустройство)" (далее - конкурс) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Студеникина И.А. - доверенность от 20.01.2022, Ильина М.Н. - доверенность от 20.01.2022, Волковой Л.В. - доверенность от 20.01.2022), в отсутствие представителей Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3, Заявителя-4, Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3, Заявителя-4, в которых обжаловались действия Заказчика при формировании конкурсной документации.
Заказчик представил письменные пояснения относительно доводов Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3, Заявителя-4, на заседании Комиссии не признал доводы, пояснил, что действия Заказчика по формированию описания объекта закупки и требований к участникам, соответствовали нормам Закона.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) в ходе рассмотрения данной жалобы установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного конкурса N0158300042321000025:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 120339980.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 19.01.2022 года в 10 часов 36 минут.
Закупка осуществляется в рамках национального проекта "Жилье и городская среда".
Согласно доводам Заявителя-1, Заказчик установил требования ко второй части заявки с нарушением положений Закона.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п.3 ч.6 ст.54 Закона вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно:
3) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В п.23 Информационной карты конкурсной документации Заказчик установил, в том числе, следующие требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе:
вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно:
декларация о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 21.1.1-21.1.6, 21.1.8 настоящего раздела (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, установлено Заказчиком в п. 21.1.8 Информационной карты.
Требование о декларировании соответствия участника пункту 11 части 1 статьи 31 Закона (отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации) в конкурсной документации Заказчиком не установлено.
Таким образом, требования ко второй части заявки не соответствуют ч.6 ст.54 Закона. Следовательно, Заказчик нарушил ч.1 ст.54.3 Закона.
Согласно доводам Заявителя-1, Заказчик установил противоречивые требования к размеру обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч.6 ст.96 Закона в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
В п. 11.8 проекта контракта Заказчик установил следующее требование к размеру обеспечения исполнения контракта:
подрядчик предоставил обеспечение исполнения контракта в размере 2 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 2 406 780 (два миллиона четыреста шесть тысяч семьсот восемьдесят) рублей 01 копеек, НДС не облагается.
Однако в п.10.1 Информационной карты и в извещении Заказчик указал:
обеспечение исполнения контракта - 10 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 12 033 998 (двенадцать миллионов тридцать три тысячи девятьсот девяносто восемь) рублей 00 копеек.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.6 ст.96 Закона.
Согласно доводам жалобы Заявителя-1, Заказчик в конкурсной документации разместил проект контракта с нарушением типовых условий контрактов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466.
В соответствии с ч.7 ст.34 Закона типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В силу ч.11 ст.34 Закона для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Заказчиком в п.21 Информационной карты конкурсной документации установлено требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 25% от цены контракта.
Типовые условия контракта, предусматривающие привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление Правительства N 1466).
Согласно п.п.3-5 Постановления Правительства N 1466 контракт должен содержать условия об обязанностях подрядчика, согласно п.6 названного постановления контракт должен содержать условие о необходимости нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей.
Пунктом 5.1.15 проекта контракта конкурсной документации установлено следующее требование к подрядчику:
привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 25% от цены контракта.
При этом, Заказчик в проекте контракта не установил положения, предусмотренные п.п.3-6 "Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N1466, а именно условия об обязанностях и ответственности подрядчика.
Следовательно, Заказчик нарушил ч.11 ст.34 Закона.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлены противоречивые требования к банковской гарантии в части условия о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта.
В соответствии с ч.3 ст.45 Закона в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
В п.11.11 проекта контракта Заказчик установил:
в случае предоставления обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии, последняя должна содержать условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Вместе с тем, в п.10.2 "Требования к обеспечению исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения" Информационной карты Заказчик указал:
в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.3 ст.45 Закона.
Согласно доводам Заявителя-1, Заказчик в конкурсной документации разместил проект контракта с нарушением типовых условий контрактов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 N 606.
Согласно п. 15 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 N 606:
типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Согласно п. 2 информационной карты типовых условий контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 9/пр установлены следующие показатели для применения названных типовых условий контрактов:
а) наименование работы - работы по строительству и реконструкции объектов капитального строительства (включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы, поставка материалов и оборудования, иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы);
б) коды предмета контракта:
код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД2: 41.2, 42 (за исключением 42.11.20, 42.13.20), 43, 71.12.20.110;
код по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД2: 41, 42 (за исключением 42.11, 42.13), 43, 71.12.2;
в) при любом размере начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Для применения типовых условий необходимо наличие одновременно трех показателей. Предметом оспариваемой закупки является благоустройство общественной территории, что не соответствует показателю "а" - работы по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.
Следовательно, у Заказчика отсутствовали основания для применения типовых условий контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 9/пр.
Данный довод жалобы Заявителя-1 является необоснованным.
Согласно доводам Заявителя-1, Заказчик в проекте контракта установил ответственность подрядчика с нарушением положений ч.ч.7, 8 ст.34 Закона.
В соответствии с ч.ч.7, 8 ст.34 Закона:
пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени;
штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответственность подрядчика, установленная в п.п.7.5, 7.9 проекта контракта, не противоречит положениям ч.ч.7, 8 ст.34 Закона.
Данный довод жалобы Заявителя-1 является необоснованным.
Согласно доводу жалобы Заявителя-1, Заказчиком указан идентификационный код закупки (ИКЗ) в документации об электронном аукционе, несоответствующий извещению о проведении настоящего электронного аукциона.
В соответствии с ч.1 ст.23 Закона идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Заказчиком в документации об электронном аукционе установлен ИКЗ: 213613200940261320100100870004399414.
В извещении о проведении электронного аукциона указан ИКЗ:
213613200940261320100100870014399414.
Согласно пояснениям Заказчика, ИКЗ в извещении о проведении электронного аукциона формируется автоматически ЕИС, редактированию указанный раздел не подлежит. Данная информация подтверждается представленными сведениями ЕИС.
Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
Согласно доводам Заявителя-1, Заявителя-3, Заявителя-4, включенные Заказчиком в конкурсную документацию критерии оценки заявок, ограничивают конкуренцию и возможности отдельных участников торгов по участию и победе в конкурсе.
В силу п.8 ч.1 ст.54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом
Как указано в ч. 8 ст. 32 Закона, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 данной статьи.
Частью 9 ст. 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 данной статьи и в соответствии с ч. 8 данной статьи, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
При этом, согласно пункту 3 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085, "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В п.29 Информационной карты конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом N 44-ФЗ", установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:
Для оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" на участие в открытом конкурсе устанавливаются следующие показатели оценки:
Значимость критерия составляет 40 %, коэффициент значимости критерия - 0,4.
В отношении нестоимостного критерия оценки заказчиком предусмотрен показатель, раскрывающий содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающий особенности оценки закупаемых работ по указанному нестоимостному критерию оценки - "опыт участника открытого конкурса в электронной форме по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - показатель квалификации).
По показателю квалификации комиссией заказчика оценивается наибольшая цена одного из успешно исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера и объема.
Для целей оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме заказчиком используется следующее определение "успешно исполненного контракта (договора) на выполнение работ сопоставимого характера и объема": "Успешно исполненный контракт (договор) на выполнение работ сопоставимого характера и объема" - контракт (договор), соответствующий в совокупности следующим условиям:
1) работы, выполняемые участником открытого конкурса в электронной форме в рамках исполнения контракта (договора): работы по благоустройству общественной территории.
При этом в случае, если в рамках исполнения представленного участником открытого конкурса в электронной форме контракта (договора) им не выполнялись работы по благоустройству общественной территории, такой контракт (договор) не будет признан комиссией заказчика контрактом (договором) на выполнение работ сопоставимого характера и объема;
2) стоимость (цена) контракта (договора) в рублях Российской Федерации: не менее начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящая закупка. В случае, если контракт (договор) исполнен не в полном объеме (расторгнут) итоговая стоимость исполнения такого контракта (договора) должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящая закупка;
3) дата исполнения контракта (договора): за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке;
4) контракт (договор), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Подтверждается документами:
1) копия исполненного контракта (договора) со всеми приложениями (при наличии). В случае если в данный контракт (договор) вносились изменения (дополнения), необходимо также предоставить копии всех дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения). В случае если данный контракт (договор) был расторгнут по соглашению сторон и имеется подписанное этими сторонами контракта (договора) соглашение о его расторжении, необходимо предоставить также копию такого соглашения о расторжении;
2) копия документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора): акт (акты) о приемке выполненных работ, или акт (акты) выполненных работ, или акт (акты) сдачи-приемки выполненных работ. Указанный документ (документы) должен (должны) содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Согласно доводам Заявителя-1, Заявителя-3, Заявителя-4, Заказчик при описании требований к контрактам, предоставляемым в качестве подтверждения опыта участника, необоснованно установил требование, что сопоставимым является только контракт, который исполнен на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится данный конкурс.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
При рассмотрении заявок комиссия Заказчика должна будет руководствоваться понятием "сопоставимый объем", раскрытым в документации и учитывать контракты, равные и превышающие 100% НМЦК.
Значимость показателя и стоимость контрактов (договоров) не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта по оспариваемому конкурсу, в данном случае Заказчиком определяется самостоятельно, с учетом положений Правил оценки заявок. Заявителями не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его права, как участника закупки.
Указание на то, что к оценке будут приниматься исполненные договоры, стоимость каждого из которых составляет не менее НМЦК, не противоречит Правилам оценки заявок и учитывает требование законодательства относительно сопоставимости объема учитываемых по указанному критерию контрактов (договоров). Так, согласно Толковому словарю Ефремовой под словом "сопоставимый" следует понимать "такой, который можно сопоставить, сравнить с чем-либо" (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000).
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2018 по делу N А32-42845/2017, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.02.2021 по делу N А40-37261/2020.
Таким образом, данный довод жалоб Заявителя-1, Заявителя-3, Заявителя-4 является необоснованным.
Согласно доводам Заявителя-4, требование о подтверждении опыта контрактом (договором), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; ограничивает конкуренцию по отношению к ее участникам.
Установление данных требований связано с тем, что конкурсная комиссия при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе имеет возможность проверить достоверность представленной информации в Единой информационной системе в сфере закупок. То есть, заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у каждого из участников закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки, а также создает равные условия для добросовестной конкуренции, при этом исключая возможность злоупотреблений со стороны участников закупки.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявлении в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.
Помимо изложенного, нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2019 по делу А53-1094/2018).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона).
Заявителем-4 не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав как участника закупки, подтвердить свой опыт имеющимися контрактами, ввиду установления Заказчиком спорных требований.
Кроме того, оспариваемая характеристика контракта, предоставляемого по критерию "Квалификация участников закупки", не является требованием к участникам закупки и не влияет на возможность принять участие в конкурсе.
Комиссия не может согласиться с доводами Заявителей о том, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе влечет ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пояснениями Заказчика, данные требования установлены Заказчиком исходя из собственных потребностей и представлений о сопоставимых условиях деятельности хозяйствующих субъектов в целях выбора наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ, и не направлены на ограничение количества участников закупки и не предрешают исход торгов. Обозначенные заказчиком показатели и методы их оценки в полной мере соотносятся с объектом закупки, не предрешают ее исход, а лишь направлены на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям.
Также Комиссия отмечает, что вне зависимости от наличия у участника закупки опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема, а также документов, подтверждающих наличие такого опыта и соответствующих конкурсной документации, такой участник сможет подать заявку на участие в открытом конкурсе и его заявка будет рассмотрена и оценена конкурсной комиссией.
Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 N 307-ЭС19-21226 по делу N А44-6018/2018, "основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки".
Судебная практика основывается на том факте, что установление Заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающий конкретный критерий.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.02.2021 по делу N А53-13738/2020, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А53-9946/2020, в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629 по делу N А56-115357/2018, письме ФАС России NПИ/63489/21 от 30.07.2021.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия признает данный довод жалоб Заявителя-1, Заявителя-3, Заявителя-4 необоснованным.
Согласно доводам Заявителя-2, описание объекта закупки, изложенное Заказчиком в локальных сметных расчетах, не соответствует Закону.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, проектная документация общественной территории, расположенной по адресу: Ростовская область, Семикаракорский район, 10 метров по направлению на север от строения, расположенного по адресу: город Семикаракорск, улица Ленина, 138 (благоустройство), разрабатывалась в рамках муниципального контракта NФ.2020.423216, заключенного 03.08.2020 между Администрацией Семикаракорского городского поселения и ООО "ПРОЕКТМАСТЕР". Проектная документация, опубликованная в составе настоящей конкурсной документации, сформирована в соответствии с требованиями региональных и федеральных нормативных актов, в том числе, с учетом требований экспертов государственной экспертизы, о чем свидетельствует полученные 08.09.2020 и 14.09.2020 положительные заключения ГАУ РО "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Таким образом, жалоба Заявителя-2 является необоснованной.
Согласно доводам Заявителя-1, Заявителя-2 действия Заказчика, по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта нарушают нормы Закона.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, контрольный орган в сфере закупок не наделен полномочиями по контролю за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.3 ч.8 ст.99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
При указанных обстоятельствах контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Ростовского УФАС России, в связи с чем, указанный довод Заявителя не подлежит рассмотрению.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМУ-Юг" частично обоснованной.
2. Признать жалобы ООО "Грин К", ИП Меньшикова Р.А., ООО "Аква-Плюс" необоснованными.
3. Признать Заказчика нарушившим ч.11 ст.34, ч.3 ст.45, ч.1 ст.54.3, ч.6 ст.96 Закона.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в конкурсную документацию.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Т.С. Акопян
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 января 2022 г. N _______/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022