Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУ "Царскосельский камерный хор "Петербургские серенады" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Сергеева Р.В. (далее - Заявитель), уведомлённого о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 632-ЭП/22 от 13.01.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку изготовленных мебельных изделий по индивидуальному заказу для оборудования гардероба для нужд СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200184921000020. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 400 882, 61 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первых частей заявок приложена Заказчиком в документации об электронном аукционе (Раздел 19 документации).
Анализ положений инструкции позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок содержит противоречивые правила заполнения заявки.
Согласно пп. 2 п. 19.2 Раздела 19 документации, Заказчиком установлены следующие правила представления сведений:
Требования к показателям, значения которых не должны изменяться:
В случае установления в документации об аукционе соответствующего значения показателя товара, которое не должно изменяться, то есть значения, которое является фиксированным, не подлежащим изменению в соответствии с условиями документации об аукционе, и не содержащим характеристик минимальности, максимальности и интервальности значений показателей товаров, участником закупки в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме должно быть представлено значение такого показателя товара, соответствующее значению, установленном в документации об аукционе, относительно указанного показателя товара.
То есть, показатели, в которых нет указания на максимальность, минимальность и интервальность значений, должны оставаться без изменения.
Требования к товарам, необходимым к поставке, установлены Заказчиком в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе.
Так, для товара N 2 "Стул" Заказчиком установлены следующие требования: Материал обивки должна быть каролина\жаккард.
При этом согласно п. 4.1 инструкции по заполнению заявки, в случае установления в документации об аукционе альтернативных значений показателя (свойства) товара, которые сопровождаются знаками ";", "\" участник закупки самостоятельно выбирает одно из указанных свойств товара (материала), руководствуясь нормативно-технической документацией (если указана необходимость соответствия товара государственному стандарту) и требованиями к товару. Данное требование к показателям товара обусловлено наличием альтернативных показателей (свойств) товара, его характеризующих, которые соответствует потребностям заказчика и техническим регламентам.
То есть, с одной стороны, упомянутые выше требования не содержат указания на максимальность, минимальность и интервальность, и должны остаться без изменения. С другой стороны, требуется выбрать одно из значений, то есть изменить установленное в Разделе "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара" документации значение.
Таким образом, на основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что положения инструкции противоречат друг другу, кроме того, приоритетность положений инструкции не установлена, что не позволяет участникам закупки понять, требуется Заказчику одно значение или оба.
По товарной позиции N 4 "Стойка" Заказчиком установлено следующее требование: Высота должна быть не более 1650 и не менее 1350 мм.
Инструкция не содержит описания конструкций типа "не более_ и не менее_" (и отдельно союза "и").
При этом, в остальных случаях требования к значениям показателей товаров установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения в точном соответствии с требованиями, установленными документации об аукционе, в том числе сведения о среднем сроке службы товаров.
1.1. Участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, с учетом положений настоящей инструкции.
Также содержащаяся в составе документации инструкция содержит условие, в силу которого, в случае установления требований к максимальному значению, при описании которых Заказчик использовал слова: "не более", "не выше", "не должен (-на, -но, -ны) быть более", "до", участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме должен предоставить конкретное значение менее или равное установленного Заказчиком в требованиях. Сведения о конкретных показателях должны быть указаны без использования вышеуказанных слов.
1.5. В случае установления требований к минимальному значению, при описании которых Заказчик использовал слова: "не менее", "не ниже", "не должен (-на, -но, -ны) быть менее", "от", участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме должен предоставить конкретное значение более или равное установленного Заказчиком в требованиях. Сведения о конкретных показателях должны быть указаны без использования вышеуказанных слов.
Таким образом, из совокупности вышеприведенных условий инструкции следует, что участник закупки, с одной стороны, должен указать значение рассматриваемого показателя в неизменном виде, с другой стороны, предоставить конкретное значение менее или равное установленного максимального значения и конкретное значение более или равное установленного минимального значения.
Таким образом, установленная Заказчиком инструкция не только не определяет порядок заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару и содержит противоречивые правила представления значений определенных показателей. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию положения инструкции дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция содержит излишнее описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также необходимость указания участниками закупки в составе первой части заявки сведений о поставляемых товарах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Выявленное в действиях Заказчика нарушение законодательства о контрактной системе является существенным, что дало основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сергеева Р.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 января 2022 г. N 44-193/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022