Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в отсутствии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 6" (далее - Заказчик):
ИП Сергеев Р.В. (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания комиссии
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 40157-ЭП/21 от 21.12.2021) на действия СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 6" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания для нужд СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N6" в 2022 году (извещение N 0372200070821000096) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 13.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200070821000096. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 527 680,00 рублей.
В жалобе ИП Сергеева Р.В. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
1. Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
1. Подпункт 2.3. пункта 2 раздела 2 ТЗ "Качество и безопасность пищевых продуктов должны соответствовать ГОСТ, ТУ производителя, СанПиН и иным требованиям, установленным нормативно-правовыми и техническими документами:
иные нормативные и нормативно-технические документы (Технические регламенты Таможенного союза, определяющие требования к безопасности отдельных товарных групп пищевых продуктов, ГОСТ, ОСТ, ТУ производителя).
В соответствии с Приложением N4 к Техническому заданию установлены Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, в том числе:
1) Для товара N46 "Мука пшеничная тип 1" установлено требование:
Номер показателя |
Наименование показателя |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара |
Единица измерения показателя: |
9 |
Сорт: |
не ниже высший |
- |
25 |
Массовая доля золы в пересчете на сухое вещество: |
не больше 0,56 - не меньше 0,44 |
% |
Согласно ГОСТ 26574-2017 "МУКА ПШЕНИЧНАЯ ХЛЕБОПЕКАРНАЯ Технические условия":
|
|
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Характеристика и норма для муки сортов |
|||||
|
Экстра |
Высший |
Крупчатка |
Первый |
Второй |
Обойная |
Цвет |
Белый или белый с кремовым оттенком |
Белый или кремовый с желтоватым оттенком |
Белый или белый с желтоватым оттенком |
Белый с желтоватым и/или сероватым оттенком |
Белый с желтоватым и/или сероватым оттенком с заметными частицами оболочек зерна |
|
Зольность в пересчете на сухое вещество, %, не более |
0,45 |
0,55 |
0,60 |
0,75 |
1,25 |
2,0 |
Таким образом требования, установленные Заказчиком в Технической документации, позволяют указать сорт экстра ("не ниже высший"), однако по значению зольности в пересчете на сухое вещество возможно указать значение, соответствующее только высшему сорту. То есть участник не имеет возможность предложить товар лучшего качества.
Номер показателя |
Наименование показателя |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара |
Единица измерения показателя: |
17 |
Металломагнитная примесь в одном килограмме муки: |
3_0,3 |
миллиграмм |
Согласно Приложению N3 к Техническому заданию "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе":
В случае установления Заказчиком соответствующего минимального и максимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием слов/словосочетаний/символов "от _ до _", "_", находящихся за знаком ":", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такого показателя товара, которое должно быть в пределах разности значения, установленного Заказчиком и числовой величины, указанной после знака "_" либо в пределах суммы значения, установленного Заказчиком и числовой величины, указанной после знака "_", за исключением границ диапазонов, либо в границах интервала "от _ до _", не содержащее указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения (слов/словосочетаний/символов "от _ до _", "_"), за исключением случаев связанных с температурами, с предельными отклонениями показателей товара, предлагаемого для выполнения работ.
Таким образом конкретное значение должно находиться в границах 2,7 - 3,3 миллиграмма
Согласно ГОСТ 26574-2017 "МУКА ПШЕНИЧНАЯ ХЛЕБОПЕКАРНАЯ Технические условия":
Таким образом Заказчик позволяет указывать значение показателя "Металломагнитная примесь в одном килограмме муки", несоответствующее требованиям ГОСТ.
2) Для товара N41 "Лососи дальневосточные солёные. Рыба соленая красная. Горбуша тип 1" установлено требование:
Номер показателя |
Наименование показателя |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара |
Единица измерения показателя: |
3 |
Описание: |
должна быть рыба соленая красная горбуша. |
- |
5 |
Отношение длины челюсти к длине тушки: |
не больше 0,17. |
- |
9 |
Сорт: |
первый. |
- |
13 |
Высота зубов: |
не больше 0,6 |
см |
Согласно ГОСТ 16080-2019 "РЫБЫ ЛОСОСЕВЫЕ ТИХООКЕАНСКИЕ СОЛЕНЫЕ Технические условия":
То есть, согласно требованиям, установленным Техническим заданием, Заказчику необходим исключительно первый сорт, а остальные требования указаны, соответствующие второму сорту. Установленные Заказчиком требования противоречат требованиям ГОСТ.
3) Для товара N14 "Чеснок тип 1" установлены требования:
Номер показателя |
Наименование показателя |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара |
Единица измерения показателя: |
5 |
Размер луковиц по наибольшему поперечному диаметру: |
не меньше 45,0 |
мм |
9 |
Товарный сорт: |
должен быть первый |
- |
Согласно ГОСТ Р 55909-2013 "ЧЕСНОК СВЕЖИЙ Технические условия":
Требование к размеру "не меньше 45,0 мм" не соответствует ГОСТ 55909-2013. Участник, в соответствии с показателем "Товарный сорт: должен быть первый" имеет право проставлять товар с размером луковиц не менее 30,0 мм. Установление таких требований приводит к ограничению конкуренции.
4) Для товара N1 "Капуста белокочанная тип 1" установлены требования:
Номер показателя |
Наименование показателя |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара |
Единица измерения показателя: |
3 |
Пищевая ценность на 100 гр продукта: |
белок не меньше 15, жир не больше 6 |
гр. |
13 |
Энергетическая ценность: |
выше 470 |
кДж. |
Заявитель ссылается на информацию, которую можно найти про свежую белокочанную капусту в интернете:
Заявитель говорит в своей жалобе о том что Заказчиком установлены неосуществимые требования к показателям товара.
Аналогично для товаров N2 "Капуста белокочанная тип 2" и N28 "Абрикосы тип 1".
Комиссия УФАС отмечает, что сведения, полученные в сети "Интернет", не могут однозначно свидетельствовать о предоставлении недостоверных сведений о товаре, поскольку информация, размещенная в сети "Интернет", в том числе и на сайтах официальных производителей, носит рекламно-справочный, а не официальный характер и не может быть использована в качестве довода о нарушении норм Закона о контрактной системе. Перечень поставляемой продукции, размещенный на сайте изготовителя, не является исчерпывающим. Действующее законодательство не обязывает изготовителя размещать исчерпывающий перечень продукции со всеми характеристиками на сайте в сети Интернет.
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что Заказчиком установлены требования к товарам, противоречащие ГОСТам, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сергеев Р.В. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 января 2022 г. N 44-6260/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022