Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУСОН "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района" (далее - Заказчик):; ООО "Северо-Западная Эксплуатационная Компания" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 41014-ЭП/21 от 27.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию здания по адресу: 196211, г. Санкт-Петербург, пр. Космонавтов, д. 31, литер А для нужд учреждения в 2022 году (извещение N 0372200288821000081) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 25.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200288821000081. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 523 409, 00 рублей.
В жалобе ООО "Северо-Западная Эксплуатационная Компания" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу ч. 2 ст. 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 5 ст. 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Согласно ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
Анализ конкурсной документации показал, что в пункте 14.2.7.2 конкурсной документации установлены, в том числе, следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
"14.2.7.2.1. Показатель N1: Качество услуг
При формировании участником конкурса своего предложения в отношении соответствующего показателя, участнику необходимо внимательно ознакомиться с требованиями к описанию объекта закупки, изложенным в конкурсной документации. Все сведения, указываемые участником конкурса, должны быть с использованием терминологии и определений, установленных техническими регламентами, стандартами и требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Предмет оценки: качество услуг, выраженное в представленных участником конкурса в порядке, установленном конкурсной документацией, предложениях по организации приема заявок Заказчика при оказании услуг, структуре службы контроля качества, предложениях по использованию энергосберегающих технологий при оказании услуг, предложениях по обеспечению экологической, пожарной безопасности и соблюдению техники безопасности, охране труда и охране окружающей среды, перечне нормативно-технической документации, используемой в работе при оказании услуг, предложениях по принятию своевременных мер и контролю за устранением выявленных дефектов при оказании услуг, являющихся предметом конкурса.
Начисление баллов по показателю "Качество услуг" производится в соответствии со шкалой оценки:
14.2.7.2.1.1. - предложение участника по организации круглосуточного приема заявок Заказчика и обеспечения прибытия специалистов исполнителя для устранения аварийной ситуации в течение 1 часа с момента получения соответствующей заявки заказчика; структура службы контроля качества |
35 баллов |
Отсутствие предложения по организации круглосуточного приема заявок Заказчика и обеспечения прибытия специалистов исполнителя для устранения аварийной ситуации в течение 1 часа с момента получения соответствующей заявки заказчика; структуры службы контроля качества - 0 баллов | |
14.2.7.2.1.2. - предложение участника по использованию энергосберегающих технологий при оказании услуг, являющихся предметом конкурса, и выполнении требований, предусмотренных Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" от 23.11.2009 N 261-ФЗ |
5 баллов |
Отсутствие предложения участника по использованию энергосберегающих технологий при оказании услуг, являющихся предметом конкурса, и выполнении требований, предусмотренных Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" - 0 баллов | |
14.2.7.2.1.3. - предложение участника по обеспечению экологической, пожарной безопасности и соблюдению техники безопасности, охране труда и охране окружающей среды при оказании услуг, являющихся предметом конкурса; перечень нормативно-технической документации, используемой в работе; |
35 баллов |
Отсутствие предложения участника по обеспечению экологической, пожарной безопасности и соблюдению техники безопасности, охране труда и охране окружающей среды при оказании услуг, являющихся предметом конкурса; перечня нормативно-технической документации, используемой в работе; - 0 баллов | |
14.2.7.2.1.4. - предложение участника по принятию своевременных мер и контролю за устранением выявленных дефектов при оказании всех видов услуг, указанных в конкурсной документации, с указанием порядка устранения выявленных дефектов при оказании услуг с указанием предельных сроков продолжительности времени, необходимого исполнителю для устранения выявленных дефектов. |
25 баллов |
Отсутствие предложения по принятию своевременных мер и контролю за устранением выявленных дефектов при оказании всех видов услуг, указанных в техническом задании, и/или без указания порядка устранения выявленных дефектов при оказании услуг и/или без указания предельных сроков продолжительности времени, необходимого исполнителю для устранения выявленных дефектов - 0 баллов | |
Количество баллов, присуждаемое заявке по показателю "Качество услуг", рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям по параметрам данного показателя. Не предоставление участником закупки ни одного из вышеперечисленных предложений оценивается в 0 баллов. |
Максимальное значение в баллах для данного показателя - 100 баллов.
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется по формуле:
НЦБi2 = НЦБi2.1 1,0, где:
НЦБi2.1 - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по показателю "Качество услуг".
При этом, по смыслу приведенных выше норм законодательства на рассматриваемом этапе деятельности по публичному заказу в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе должен быть отражен не только результат оценки заявок каждого из участников, но и процесс (последовательность проверочных действий, обоснование промежуточных выводов и результатов) присвоения заявкам участников того или иного количества баллов в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в конкурсной документации.
В соответствии протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 20.12.2021 NПРОI1 заявка участника ООО "Северо-Западная Эксплуатационная Компания" оценена следующим образом:
Идентификационный номер заявки: 196
Значимость критерия |
Оценка без учета значимости |
Оценка с учетом значимости |
30.00 |
0 |
0 |
30.00 |
0 |
0 |
30.00 |
0 |
0 |
30.00 |
0 |
0 |
30.00 |
0 |
0 |
Участник конкурса с идентификационным номером заявки N 196 не предоставил информацию о структуре службы контроля качества, не предоставил информацию по использованию энергосберегающих технологий при оказании услуг, являющихся предметом конкурса, не предоставил информацию по обеспечению экологической, соблюдению техники безопасности, охране труда и охране окружающей среды, не предоставил информацию по контролю за устранением выявленных дефектов при оказании всех видов услуг, указанных в конкурсной документации, с указанием порядка устранения выявленных дефектов при оказании услуг с указанием предельных сроков продолжительности времени, необходимого исполнителю для устранения выявленных дефектов".
Из текста протокола от 20.12.2021 (как в печатной форме, так и в электронном формате) усматривается отсутствие обоснования присвоения заявкам участников того или иного количества баллов в предельных установленных количествах в соответствии с критериями и порядком оценки, определенными в конкурсной документации. Так, из протокола не следует, по каким причинам и с учетом каких конкретных характеристик заявок и по какой именно формуле присвоено то или иное количество баллов.
Вместе с тем, действия конкурсной комиссии при оценке заявок должны быть в первую очередь понятны участникам закупки. В настоящем случае алгоритм оценки и присвоения конкретного количества баллов не следует из протокола.
Отсутствие в протоколе оценки заявок названного порядка не позволяет определить правомерность оценки конкурсных заявок участников закупки и препятствует участникам конкурса заявить конкретные возражения по применению (неприменению) того или иного критерия оценки, что нарушает п. 5 ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба признана обоснованной, а в действиях конкурсной комиссии Заказчика усматривается нарушение п. 5 ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Северо-Западная Эксплуатационная Компания" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение п. 5 ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 января 2022 г. N 44-256/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022