Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС);
при участии представителей:
СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):;
ООО "Девелопмент Тим" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N1366-ЭП/22 от 18.01.2022) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на услуги по техническому обслуживанию технических средств обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (извещение N 0372200290021000260) (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 09.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200290021000260.
Начальная (максимальная) цена контракта - 33 672 644,23 рублей.
В жалобе Заявитель указал на несогласие с действиями конкурсной комиссии, связанными с неправильной оценкой его заявки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - "Предложение о качестве"), в несоблюдении требований положения ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки, а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе (с учетом правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 9874/11).
Рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок Комиссией УФАС не осуществляется на основании ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч. 5 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Как установлено ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному п. 3 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 11.01.2022 NПРОI1 содержит результаты оценки, в том числе, в отношении заявки Заявителя:
Неучтенные пункты дополнительных обязательств |
Обоснование |
22, 8, 15, 16, 18, 19, 20, 26, 32, 11, 12, 14, 17, 25, 21, 5, 7, 10, 1, 2, 3, 4, 13, 27 |
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг по техническому обслуживанию каждой из систем (оборудования), а именно: Все оказанные услуги по техническому обслуживанию каждой из систем (оборудования) должны фиксироваться в "Журнал учета технического обслуживания и ремонта оборудования технических систем" и в "Журнал регистрации услуг по техническому обслуживанию технических систем на объектах". В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" участником закупки указываются сведения о дублировании вышеупомянутых журналов в электронном виде в системе приема-передачи-обработки-учета заявок. Между тем, представленное дополнительное обязательство, указанное в предложении участника предусмотренное п. 22 не влияет на качество оказываемых услуг, а именно условиям закупки является ведение журналов в бумажном формате, с отметкой о сдаче исполнителем и приеме заказчиком работ с "живой подписью" с обоих сторон (в соответствии с приложением N 4 и 6). Кроме того, оперативное информирование ответственных лиц Заказчика о видах и объемах оказанных Исполнителем услуг по техническому обслуживанию, являющихся в большей степени отчетной документацией об уже проделанной работе, не относится к информации оперативного реагирования, в связи с чем, представленные дополнительные обязательства не приводят к улучшению качества оказываемых по контракту услуг.
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг по техническому обслуживанию каждой из систем (оборудования), а именно: ведение технической документации, корректировка исполнительной документации, маркировка оборудования (при необходимости, по требованию заказчика). В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" участником закупки указывается, что при ведении технической документации отслеживать изменения в ГОСТах, строительных нормах и правилах. Между тем, представленное дополнительное обязательство, указанное в предложении участника предусмотренное п. 8, не приводят к улучшению качества оказываемых по контракту услуг и связаны с основными обязательствами, предусмотренными условиями закупки в связи с тем, что оказание услуг в соответствии с нормами и правилами действующего законодательства является прямым обязательством Исполнителя и оказание услуг в соответствии с утратившими силу или не действующими нормами и требованиями законодательства в целом недопустимо.
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг по техническому обслуживанию каждой из систем (оборудования), а именно: п. 2.4 Технического задания предоставление Заказчику отчетов о выполненных мероприятиях при возникновении нештатных и аварийных ситуаций, содержащих сведения о времени выполнения работ, назначенных исполнителях работ, а также фото материалы, полученные до и после выполнения работ; В качестве выполнения работ при оказании услуг, в соответствии с документацией о закупке, а также указанной в столбце "Основное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" установлены следующие основные виды работ, требуемых от Исполнителя: Проверка исправности считывателя: считывание электромагнитной карты должно производиться с расстояния, указанного в паспорте на считыватель, проверка звуковой и световой индикации считывателя; внешний осмотр стоечного оборудования системы связи и оповещения, стоечного оборудования системы связи и оповещения, светильников, ВРУ, щитов учета, источника бесперебойного питания в соответствии с п. 15, 16, 18, 19, 20, 26 Основных обязательств. В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" участником закупки указывается, что при проведении проверки исправности считывателей и при проведении внешнего осмотра оборудования проводить фотофиксацию внешнего состояния оборудования. Результатом исполнения дополнительного обязательства указывается, что в случае повреждения считывателя, стоечного оборудования и т. п. получение возможности установить временной промежуток такого повреждения с целью определения круга лиц, причастных к повреждению и/или причин такого повреждения. Таким образом, дополнительные обязательства, предусмотренные п. 15, 16, 18, 19, 20, 26 Предложения участника, включены в перечень основных обязательств, кроме того возможное определение круга лиц, причастных к повреждению оборудования не связано с основными обязательствами, предусмотренными условиями закупки и не приведет к улучшению качества оказываемых по контракту услуг.
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг по техническому обслуживанию каждой из систем (оборудования), а именно: п. 2 "Меры безопасности" Регламента технического обслуживания технических систем предусматриваются мероприятия в соответствии с требованиями системы стандартов безопасности труда (ССБТ), правилами устройства электроустановок (ПУЭ), правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, а также иными действующими нормативными документами. В соответствии с требованиями инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 261, на электроустановках с которыми работает обслуживающий персонал используется знак "Работают люди". В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" участником закупки указывается: Использование на источниках электроэнергии с которым работает обслуживающий персонал информационных табличек "Работают люди!". Подача напряжения осуществляется после контроля наличия у должностного лица всех используемых табличек. Таким образом, дополнительное обязательство, предусмотренное п. 32 Предложения участника, включено в перечень основных обязательств.
В качестве выполнения работ при оказании услуг, в соответствии с документацией о закупке, а также указанной в столбце "Основное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" установлены следующие основные виды работ, требуемых от Исполнителя: Чистка и проверка внутренних частей серверов, удаление пыли, очистка и смазка вентиляторов охлаждения, внешний осмотр коммутаторов, проверка сетевых интерфейсов, чистка и проверка внутренних частей АРМ, внешний осмотр стоечного оборудования системы связи и оповещения и т.д. в соответствии с п. 11, 12, 14, 17 Основных обязательств. В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" указывается проведение измерения температур оборудования, применяя для этих целей тепловизор, или инфракрасный бесконтактный термометр, а также протирка спиртосодержащим раствором внутренних соединительных разъемов и контактов. Результатом исполнения дополнительного обязательства указывается оценка фактического состояния функционирования оборудования, выработка рекомендаций для Заказчика по повышению надежности функционирования и увеличению межремонтных сроков эксплуатации. Однако, применение вышеуказанных услуг с учетом выполнения основных обязательств не отразится на оценке эффективности фактического состояния функционирования оборудования, кроме того в перечень оказываемых услуг не входит подготовка рекомендаций к повышению надежности оборудования. Таким образом, дополнительные обязательства, указанные в п. 11, 12, 14, 17 Предложения участника, не связаны с основными обязательствами, предусмотренными условиями закупки.
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг, а именно, услуги по техническому обслуживанию прилегающих к проезжим зонам мостов (тоннелей) частей (оборудования) технических систем, должны сопровождаться установкой временных дорожных знаков, обеспечивающих организацию объезда автотранспортом зоны обслуживания и ремонта. В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" указывается применение временных дорожных знаков со световой индикацией. Однако, оказание услуг по основным обязательствам в части выполнения вышеуказанного требования должны выполняться в соответствии с действующим законодательством о безопасности дорожного движения и соответствовать нормам применения специальных информирующих знаков, а соответственно дополнительные обязательства, указанные в п. 25 Предложения участника включены в перечень основных обязательств и не приводят к улучшению качества оказываемых по контракту услуг.
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг, а именно, ведение технической документации, корректировка исполнительной документации, маркировка оборудования. В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" указывается: Информирование Заказчика о состоянии гарантийных сроков установленного на ОТИ оборудования. Однако, информирование Заказчика об истекающих гарантийных сроках оборудования не отразится на фактическом состоянии функционирования оборудования, а соответственно дополнительные обязательства, указанные в п. 21 Предложения участника, не приводят к улучшению качества оказываемых по контракту услуг.
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг, а именно: Проверка времени работы прибора от ИБП, проведение необходимых замеров в устройствах электроснабжения. В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" указывается проведение анализа условий эксплуатации ИБП. Выполнение работ в соответствии с дополнительными обязательствами, направленными на повышение надежности функционирования в устройствах электроснабжения и времени работы прибора от ИБП, включая выработку рекомендаций по увеличению времени работы прибора от ИБП, не отразится на качестве выполнения услуг по контракту, так как выполнение основных обязательств предусматривает необходимый перечень работ по функционированию электроснабжения и времени работы прибора от ИБП. В связи с чем, представленные дополнительные обязательства, указанные в п. 5 Предложения участника, не приводят к улучшению качества оказываемых по контракту услуг.
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг: Сопровождение прикладного и специализированного программного обеспечения, проверка функционирования ПО сервера, проверка сетевых интерфейсов и т.д. в соответствии с п. 7 и 10 основных обязательств. В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" указывается проверка наличия обновлений или актуальной версии ПО сервера, что в свою очередь в графе "Результат исполнения дополнительного обязательства" влияет на поддержание прикладного и специализированного программного обеспечения в актуальном состоянии. Между тем в соответствии с условиями закупки, Исполнитель оказывает услуги по обслуживанию технических систем, включая оказание услуг в соответствии с п. 7 и 10 основных обязательств, в случае, выхода из строя оборудования или неисправности при проверке функционирования ПО и т.п. Исполнитель обязан устранить выявленные недостатки в том числе при обнаружении проблемы с использованием не обновлённого ПО. Таким образом, представленные дополнительные обязательства, указанные в п. 7, 10 Предложения участника, не приводят к улучшению качества оказываемых по контракту услуг.
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг: Инструментальный контроль состояния соединений технических систем, автоматов защиты сети приборов, восстановление работоспособности в случае необходимости. В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" указывается составление операционной карты инструментального контроля с описанием проводимых процедур для каждой из систем: - система видеонаблюдения; - система и средства сигнализации; - система контроля доступа; - система оповещения; - система охранного освещения; - система электропитания; - система кондиционирования В случае неоднократного проявления неисправности соединений технических систем, автоматов защиты сети приборов, используя сформированные операционные карты проведение анализа причин её возникновения с составлением акта или протокола. Между тем, представленные дополнительные обязательства, указанные в п. 1 Предложения участника, представляют собой методику выполнения работ, предусмотренных основными обязательствами, тем самым не приводят к улучшению качества оказываемых по контракту услуг.
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг: Визуальный осмотр и проверка целостности оборудования технических систем, проводов и шин заземления, восстановление работоспособности в случае необходимости, чистка, протирка, покраска соединений и устройств. В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" указывается покрытие открытых токоведущий частей, соединений, проводов и шин заземления коррозионно-стойкой смазкой. Между тем, представленные дополнительные обязательства, указанные в п. 2 Предложения участника, а именно покрытия соединений и устройств смазкой противоречит виду работ - покраска соединений, указанному в перечне работ, предусмотренных основным обязательством, а соответственно не приводят к улучшению качества оказываемых по контракту услуг.
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг: Настройка считывателей (контроллеров) (при необходимости, по требованию Заказчика), в том числе программирование карт доступа. В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" указывается проведение работ по герметизации швов и соединений считывателей магнитных карт, установленных на улице. Однако, представленные дополнительные обязательства, указанные в п. 3 Предложения участника, в части герметизации швов и соединений считывателей магнитных карт, установленных на улице включено в основные обязательства, ввиду того что считыватели магнитных карт Заказчика установлены в том числе и в "уличном исполнении" и требованиями закупки их герметизация не требуется, в связи с чем дополнительное обязательство не приводит к улучшению качества оказываемых по контракту услуг.
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг: Проверка и восстановление работоспособности (при необходимости) источников бесперебойного питания. В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" указывается проведение осмотра на предмет обнаружения коррозии, утечки и разности температур отдельных элементов. Каждый кабель источника бесперебойного питания проверяется на качество подключения и отсутствие коррозии. Тестирование внутреннего сопротивления, а также проведение испытания под нагрузкой. Между тем, представленные дополнительные обязательства, указанные в п. 4 Предложения участника, в части проведения осмотра включено в работу, предусмотренную основными обязательствами при проверке и восстановлении работоспособности ИБП, тем самым не приводит к улучшению качества оказываемых по контракту услуг.
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг: Внешний осмотр системы охранной сигнализации (далее - ОС). Тестирование работы системы в ручном (местном, дистанционном) и автоматическом режимах, устранение причин ложных срабатываний, подготовка отчета Заказчику о причинах срабатывания ОС. В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" указывается Выдача предложений по улучшению работы системы (изменением положения детекторов, предложение по применение типов обозревания, наиболее соответствующих каждой конкретной ситуации). Однако, представленные дополнительные обязательства, указанные в п. 13 Предложения участника, в части улучшения работы системы, не включены в перечень основных обязательств и не требуются условиями закупки.
Документацией о закупке установлены следующие требования к оказанию услуг: Консультировать специалистов Заказчика по вопросам функционирования технических систем лично, по телефону или электронной почте. В столбце "Дополнительное обязательство" формы "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" указывается реализация возможности консультаций специалистов Заказчика по вопросам функционирования технических систем в режиме онлайн посредством организации видеоконференции через функционал системы приема-передачи-обработки-учета заявок. Между тем, представленные дополнительные обязательства, указанные в п. 27 Предложения участника, не вносят каких либо преимуществ перед требованиями установленными основными обязательствами, применение онлайн консультаций не подтверждает факт обеспечения оперативного доступа Заказчика к текущей ситуации на объектах инфраструктуры для принятия соответствующих организационных решений, указываемых в графе "Результат исполнения дополнительного обязательства" так как, применение средств указанных в основных обязательствах направлен на один и тот же результат как по срокам так и по эффективности, в связи с чем дополнительные обязательства не приводит к улучшению качества оказываемых по контракту услуг. |
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по вышеуказанным показателям, следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
"16.3. Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Коэффициент значимости критерия: 0,3.
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрен показатель, раскрывающий содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию, согласно Таблице N3:
Таблица N3
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя |
Коэффициент значимости показателя |
1 |
Качество услуг |
100 % |
1 |
Количество баллов НЦБi, присуждаемых i-й заявке по показателю определяется по следующей формуле:
НЦБi = 100 х (Ki / Kmax)
где:
НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке;
Ki - Количество дополнительных обязательств, связанных с объектом закупки, но не включенных в требования проекта контракта и технического задания, предложенных участником закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное количество дополнительных обязательств, связанных с объектом закупки, но не включенных в требования проекта контракта и технического задания из предложений, сделанных участниками закупки;
Дробное значение НЦБi, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Показатель качества услуги по i-й заявке определяется, исходя из заявленных i-м участником в форме "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах" сведений о дополнительных обязательствах, которые будут выполнены участником закупки в случае заключения с ним контракта. При этом данные обязательства должны быть связаны с объектом закупки, но не входить в обязательства, установленные проектом контракта и техническим заданием. В случае, если сведения о дополнительных обязательствах не соответствуют порядку описания и содержания "Предложение в отношении объекта закупки и сведений о дополнительных обязательствах", то по данному показателю присуждается 0 баллов.
В случае, если Kmax равно 0, то всем участникам присуждается 0 баллов по данному показателю.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке данному показателю.
ПОДСЧЕТ ИТОГОВОГО РЕЙТИНГА:
Для оценки заявки на участие в конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке на участие в конкурсе. Итоговый рейтинг заявки на участие в конкурсе рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в конкурсе, установленному в конкурсной документации:
ИР = ЦБi х 0,60 + НЦБi х 0,30 + БОi х 0,1
где:
ИР - итоговый рейтинг заявки;
ЦБi - количество баллов, присуждаемых по стоимостному критерию оценки "Цена контракта";
НЦБi - количество баллов, присуждаемых по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
БОi - количество баллов, присуждаемых по критерию "Квалификация участника закупки".
Присуждение каждой заявке на участие в конкурсе порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке.
Заявке на участие в конкурсе набравшей самый высокий итоговый рейтинг, присваивается первый номер.
В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия."
Комиссией УФАС отмечено, что вышеустановленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Качество услуг" имеет однозначное указание по предоставлению сведений о дополнительных обязательствах, которые связаны с объектом закупки, но не входят в обязательства, установленные проектом контракта и техническим заданием.
По мнению Комиссии УФАС, вышеуказанный порядок оценки не выявляет лучшие условия исполнения контракта, ввиду того, что дополнительные обязательства, предложенные участниками закупки, могут иметь неравнозначные результаты оказываемых услуг.
Кроме того, заказчиком неоднозначно установлена связь предоставления сведений о дополнительных обязательствах (услугах) с объектом закупки, что может привести к субъективной оценке конкурсной комиссии Заказчика при рассмотрении заявок участников.
Исходя из изложенного, в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе привело к неправомерному применению порядка оценки приложенных документов в составе заявки Заявителя по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг): технология контроля качества", так как в конкурсной документации отсутствует указание на объем и содержание сведений, необходимых для предоставления участниками закупки по данному показателю в части деятельности по организации хранению и транспортировке товаров.
Таким образом, действия конкурсной комиссии нарушают ч. 5 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
2. В соответствии с ч. 7 ст. 54.5 Закона о контрактной системе к протоколу, указанному в ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, прилагается информация, предусмотренная п. 2 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе (при наличии такой информации), и не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме указанный протокол направляется заказчиком оператору электронной площадки.
Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме подлежит формированию в строгом соответствии с нормами Закона о контрактной системе. При этом, такой протокол обязан содержать исчерпывающий перечень информации, в том числе сведения, предусмотренные ч. 7 ст. 54.5 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что протокол NПРОI1 рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.01.2022 размещен в ЕИС без приложений, предусмотренных п. 2 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС России считает, что вышеуказанный протокол по рассматриваемой закупке хотя и содержит информацию о результатах рассмотрения первых частей заявок, порядке оценки заявок на участие в электронном конкурсе по спорному критерию, а также обоснование присвоения оценочных баллов по предложениям каждого участника закупки, что соответственно отражает результат применения порядка оценки, но отсутствует приложение с предложениями участников закупки о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, что не соответствует ч. 7 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
3. В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства:
В силу ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 статьи 69, ч. 12 ст. 82.1, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением ч. 2.1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе, а также включения представленной в соответствии с Законом о контрактной системе информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в срок установленный ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, а именно 21.12.2021 размещен в единой информационной системе проект контракта для подписания победителем аукциона.
При этом, направленный Заказчиком проект контракт составлен без включения информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения.
4.Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем внесения изменений в конкурсную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Девелопмент Тим" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 54.5, ч. 7 ст. 54.5 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.8 ч.1 ст.54.3, ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 января 2022 г. N 44-311/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2022