Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС),
при участии представителей:
Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченного органа);
АО "Комбинат социального питания Красносельского района" (далее - Заявитель);
в отсутствие представителей ГБДОУ детский сад N 16 комбинированного вида василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 373-ЭП/22 от 11.01.2022) на действия Уполномоченного органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания для нужд образовательных учреждений Василеостровского района Санкт-Петербурга в 2022-2023 годах (извещение N 0172200002321000201) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме размещено 02.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002321000201.
Начальная (максимальная) цена контракта - 34 845 280,33 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Уполномоченного органа, Заявителя представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки, а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе (с учетом правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 9874/11).
Рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок Комиссией УФАС не осуществляется на основании ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
В соответствии с ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных ст. 56.1 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу ч. 3 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 54.7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 статьи 54. 7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 54.7 Закона о контрактной системе указанный в ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме направляется заказчиком оператору электронной площадки. В течение одного часа с момента получения протокола, указанного в ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки размещает в единой информационной системе и на электронной площадке протоколы, указанные в ч. 6 статьи 54.5 Закона о контрактной системе и ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 10 и ч. 11 ст. 54.7 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения в соответствии с ч. 8 ст. 54.7 Закона о контрактной системе протоколов оператор электронной площадки направляет заказчику протокол подачи окончательных предложений, указанный в ч. 7 ст. 54.6 Закона о контрактной системе, за исключением случая признания конкурса несостоявшимся.
Не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора электронной площадки протокола подачи окончательных предложений, указанного в ч. 7 ст. 54.6 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащихся в протоколах, указанных в ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе и ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, присваивает каждой заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих такие же условия. Результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с ч. 12 ст. 54.7 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме должен содержать информацию:
1) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки на участие в таком конкурсе которых были рассмотрены;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме (с указанием ее идентификационного номера, присвоенного в соответствии с ч. 10 ст. 54.4 Закона о контрактной системе), к участию в таком конкурсе и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме этого участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
3) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
4) о соответствии или несоответствии заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
5) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
6) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по установленным критериям;
7) о присвоенных заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме значениях по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в таком конкурсе;
8) о принятом на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме решении о присвоении этим заявкам порядковых номеров;
9) о наименовании (для юридических лиц), фамилии, об имени, отчестве (при наличии) (для физических лиц), о почтовых адресах участников открытого конкурса в электронной форме, заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме которых присвоены первый и второй номера.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе, а также протоколу подведения итогов конкурса, конкурсной комиссией было указано следующее обоснование количества баллов, присвоенных в отношении заявки участника АО "Комбинат социального питания Красносельского района":
Представленные в составе заявки сведения и документы, предусмотренные пунктом 16.4.1 конкурсной документации, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", выраженная в наличии шеф-поваров не могут быть учтены при оценке заявки в связи со следующим:
В соответствии с пунктом 16.4.1 Конкурсной документации для подтверждения наличия у участника конкурса соответствующих трудовых ресурсов участник конкурса предоставляет перечень сотрудников, имеющихся у участника конкурса, содержащий, в том числе, следующие сведения: реквизиты документа (документов) (номер и дата), которые подтверждают, наличие у работника, предъявляемого для оценки участником конкурса, опыта работы, который соответствует требованиям, установленным в пункте 16.4.1 конкурсной документации.
Пунктом 16.4.1 Конкурсной документации предусмотрено, что сведения, указанные в перечне сотрудников, имеющихся у участника конкурса, должны подтверждаться, в том числе, копиями следующих документов: имеющихся у участника конкурса, документов (договоров), которые подтверждают соответствие предлагаемых для оценки сведений о сотрудниках требованиям настоящего пункта конкурсной документации в части соответствия предмету контракта.
В соответствии с пунктом 16.4.1 конкурсной документации для оценки в рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" принимаются сведения о работниках, работающих по основному месту работы на дату подачи заявки данным участником на участие в настоящем конкурсе в должности шеф-повара, опыт работы которых, отвечает следующим критериям в части его продолжительности: продолжительность работы в должности шеф-повара не менее одного года в течение периода, который составляет три года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе, при этом опыт работы должен соответствовать предмету контракта, заключаемого в рамках настоящего конкурса, по критерию вида обучающихся, получающих питание в рамках контракта, заключаемого по результатам настоящего конкурса и по критерию соответствия программы общего образования, при реализации которой обучающиеся получают питание в рамках контракта, который заключается по результатам настоящей закупки.
Согласно пункту 1.3 Проекта контракта объем, порядок оказания предоставляемой Услуги установлены в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту).
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:
1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
3) студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;
4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
6) ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры;
7) ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;
8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программы общего образования подразделяются на образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
Исходя из содержания приложений N1-3 к Техническому заданию предметом контракта является оказание услуг по организации питания, которое получают воспитанники при освоении программы дошкольного образования.
Однако из представленных во второй части заявки информации и документов не следует, что опыт работы лиц, представленных для оценки в качестве шеф-поваров, соответствует требованиям конкурсной документации по критерию соответствия программы общего образования, при реализации которой обучающиеся получают питание в рамках контракта, который заключается по результатам настоящей закупки.
Учтены сведения о наличии у участника 1 (одного) повара (порядковый номер в форме 110)
Представленные в составе заявки сведения и документы, предусмотренные пунктом 16.4.1 конкурсной документации, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", выраженная в наличии поваров в отношении иных лиц, указанных в форме Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (Повар), не могут быть учтены при оценке заявки в связи со следующим:
В соответствии с пунктом 16.4.1 Конкурсной документации для подтверждения наличия у участника конкурса соответствующих трудовых ресурсов участник конкурса предоставляет перечень сотрудников, имеющихся у участника конкурса, содержащий, в том числе, следующие сведения: реквизиты документа (документов) (номер и дата), которые подтверждают, наличие у работника, предъявляемого для оценки участником конкурса, опыта работы, который соответствует требованиям, установленным в пункте 16.4.1 конкурсной документации.
Пунктом 16.4.1 Конкурсной документации предусмотрено, что сведения, указанные в перечне сотрудников, имеющихся у участника конкурса, должны подтверждаться, в том числе, копиями следующих документов: имеющихся у участника конкурса, документов (договоров), которые подтверждают соответствие предлагаемых для оценки сведений о сотрудниках требованиям настоящего пункта конкурсной документации в части соответствия предмету контракта.
В соответствии с пунктом 16.4.1 конкурсной документации для оценки в рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" принимаются сведения о работниках, работающих по основному месту работы на дату подачи заявки данным участником на участие в настоящем конкурсе в должности шеф-повара, опыт работы которых, отвечает следующим критериям в части его продолжительности: продолжительность работы в должности повара не менее двух лет в течение периода, который составляет три года до даты подачи участником заявки на участие в настоящем конкурсе, должен соответствовать предмету контракта, заключаемого в рамках настоящего конкурса, по критерию вида обучающихся, получающих питание в рамках контракта, заключаемого по результатам настоящего конкурса и по критерию соответствия программы общего образования, при реализации которой обучающиеся получают питание в рамках контракта, который заключается по результатам настоящей закупки.
Согласно пункту 1.3 Проекта контракта объем, порядок оказания предоставляемой Услуги установлены в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту).
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:
1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
3) студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;
4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
6) ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры;
7) ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;
8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программы общего образования подразделяются на образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
Исходя из содержания приложений N1-3 к Техническому заданию предметом контракта является оказание услуг по организации питания, которое получают воспитанники при освоении программы дошкольного образования.
Однако из представленных во второй части заявки информации и документов не следует, что опыт работы лиц, представленных для оценки в качестве поваров (за исключением перечисленных в следующих абзацах лиц), соответствует требованиям конкурсной документации по критерию соответствия программы общего образования, при реализации которой обучающиеся получают питание в рамках контракта, который заключается по результатам настоящей закупки с учетом требований к продолжительности опыта работы, установленных в пункте 16.4.1 Конкурсной документации.
Сведения в отношении работника, указанного в перечне поваров, имеющихся у участника конкурса, под порядковым номером 37 не могут быть учтены в связи с тем, что продолжительность опыта работника в должности повара, с учетом требований конкурсной документации по критерию соответствия программы общего образования, при реализации которой обучающиеся получают питание в рамках контракта, который заключается по результатам настоящей закупки, не соответствует требованиям Конкурсной документации (не менее двух лет в течение периода, который составляет три года до даты подачи участником заявки на участие в настоящем конкурсе).
Сведения в отношении работника, указанного в перечне поваров, имеющихся у участника конкурса, под порядковым номером 42 не могут быть учтены в связи с тем, что продолжительность опыта работника в должности повара, с учетом требований конкурсной документации по критерию соответствия программы общего образования, при реализации которой обучающиеся получают питание в рамках контракта, который заключается по результатам настоящей закупки, не соответствует требованиям Конкурсной документации (не менее двух лет в течение периода, который составляет три года до даты подачи участником заявки на участие в настоящем конкурсе).
Сведения в отношении работника, указанного в перечне поваров, имеющихся у участника конкурса, под порядковым номером 52 не могут быть учтены в связи с тем, что продолжительность опыта работника в должности повара, с учетом требований конкурсной документации по критерию соответствия программы общего образования, при реализации которой обучающиеся получают питание в рамках контракта, который заключается по результатам настоящей закупки, не соответствует требованиям Конкурсной документации (не менее двух лет в течение периода, который составляет три года до даты подачи участником заявки на участие в настоящем конкурсе).
Сведения в отношении работника, указанного в перечне поваров, имеющихся у участника конкурса, под порядковым номером 54 не могут быть учтены в связи с тем, что продолжительность опыта работника в должности повара, с учетом требований конкурсной документации по критерию соответствия программы общего образования, при реализации которой обучающиеся получают питание в рамках контракта, который заключается по результатам настоящей закупки, не соответствует требованиям Конкурсной документации (не менее двух лет в течение периода, который составляет три года до даты подачи участником заявки на участие в настоящем конкурсе).
Сведения в отношении работника, указанного в перечне поваров, имеющихся у участника конкурса, под порядковым номером 55 не могут быть учтены в связи с тем, что продолжительность опыта работника в должности повара, с учетом требований конкурсной документации по критерию соответствия программы общего образования, при реализации которой обучающиеся получают питание в рамках контракта, который заключается по результатам настоящей закупки, не соответствует требованиям Конкурсной документации (не менее двух лет в течение периода, который составляет три года до даты подачи участником заявки на участие в настоящем конкурсе).
Сведения в отношении работника, указанного в перечне поваров, имеющихся у участника конкурса, под порядковым номером 71 не могут быть учтены в связи с тем, что продолжительность опыта работника в должности повара, с учетом требований конкурсной документации по критерию соответствия программы общего образования, при реализации которой обучающиеся получают питание в рамках контракта, который заключается по результатам настоящей закупки, не соответствует требованиям Конкурсной документации (не менее двух лет в течение периода, который составляет три года до даты подачи участником заявки на участие в настоящем конкурсе).
Сведения в отношении работника, указанного в перечне поваров, имеющихся у участника конкурса, под порядковым номером 81 не могут быть учтены в связи с тем, что продолжительность опыта работника в должности повара, с учетом требований конкурсной документации по критерию соответствия программы общего образования, при реализации которой обучающиеся получают питание в рамках контракта, который заключается по результатам настоящей закупки, не соответствует требованиям Конкурсной документации (не менее двух лет в течение периода, который составляет три года до даты подачи участником заявки на участие в настоящем конкурсе).
Сведения в отношении работника, указанного в перечне поваров, имеющихся у участника конкурса, под порядковым номером 108 не могут быть учтены в связи с тем, что продолжительность опыта работника в должности повара, с учетом требований конкурсной документации по критерию соответствия программы общего образования, при реализации которой обучающиеся получают питание в рамках контракта, который заключается по результатам настоящей закупки, не соответствует требованиям Конкурсной документации (не менее двух лет в течение периода, который составляет три года до даты подачи участником заявки на участие в настоящем конкурсе).
Представленные в составе заявки сведения и документы, предусмотренные пунктом 16.4.2 конкурсной документации, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме по показателю "Деловая репутация участника конкурса" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не могут быть учтены при оценке заявки в связи со следующим:
В соответствии с пунктом 16.4.2 конкурсной документации для оценки принимаются сведения о благодарственных письмах от заказчиков, полученных по результатам исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предмет которых, аналогичен предмету контракта, заключаемого по результатам настоящего конкурса. Для оценки принимаются сведения о благодарственных письмах, полученных по результатам исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предмет которых аналогичен предмету контракта, заключаемого по результатам настоящего конкурса, по критерию вида обучающихся, получающих питание в рамках контракта, заключаемого по результатам настоящего конкурса и по критерию соответствия программы общего образования, при реализации которой обучающиеся получают питание в рамках контракта, который заключается по результатам настоящей закупки, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:
1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
3) студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;
4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
6) ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры;
7) ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;
8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программы общего образования подразделяются на образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
Исходя из содержания приложений N1-3 к Техническому заданию предметом контракта является оказание услуг по организации питания, которое получают воспитанники при освоении программы дошкольного образования.
В составе заявки представлены сведения о благодарственных письмах, полученных при исполнении контрактов, предметом которых является оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием получателей социальных услуг, по организации питания в летних оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, по организации питания в школах (общеобразовательных учреждениях).
Следовательно, информация о благодарственных письмах, полученных от заказчиков, не может быть учтена при оценке заявки в связи с несоответствием предметов контрактов, по результатам исполнения которых были получены благодарственные письма, предмету контракта, который будет заключен по результатам настоящей закупки.
Сведения о деловой репутации участника среди поставщиков пищевых продуктов, представленные в составе заявки, также не могут быть учтены в связи со следующим:
В соответствии с пунктом 16.4.2 Конкурсной документации сведения о деловой репутации участника среди поставщиков пищевых продуктов принимаются для оценки при условии отсутствия фактов наличия задолженности участника закупки перед поставщиками, с которыми участником закупки были заключены договоры, в течение 2020 и 2021 годов.
Из информации, размещенной в картотеке арбитражных дел (kad.arbitr.ru) следует, что у участника закупки в течение 2020 и 2021 годов имелась задолженность перед поставщиками, с которыми участником закупки были заключены договоры, что подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам NА56-30581/2021, NА56-15113/2021, NА56-118953/2020.
Также в соответствии с пунктом 16.4.2 Конкурсной документации участник закупки предоставляет информацию об отсутствии фактов наличия задолженности участника закупки перед поставщиками, с которыми участником закупки были заключены договоры в течение 2020 и 2021 годов, которая предоставляется в виде декларирования отсутствия фактов наличия задолженности участника закупки перед поставщиками, с которыми участником закупки были заключены договоры в течение 2020 и 2021 годов.
В представленной участником закупки декларации указано на отсутствие фактов наличия задолженности участника закупки только перед поставщиками, перечисленными в декларации.
Также в отношении благодарственного письма с порядковым номером 2 не представлены документы, подтверждающие поставку продуктов в соответствии с условиями представленного договора, в документах отсутствует указание на договор.
Сведения о наличии у участника холодильного оборудования не могут учтены в связи со следующим:
В соответствии с пунктом 16.4.3 Конкурсной документации для подтверждения наличия у участника конкурса соответствующих материально-технических ресурсов, участник конкурса предоставляет перечень холодильных камер, имеющихся у участника конкурса, содержащий, в том числе, следующие сведения: наименование холодильного оборудования; адрес местонахождения холодильного оборудования с указанием номера помещения; предельный объем хранения, куб. м; правовое основание пользования холодильным оборудованием.
В форме "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, необходимыми для оказания услуг" указано правовое основание использования оборудования: право собственности. Однако в нарушение требований пункта 16.4.3 Конкурсной документации в составе заявки отсутствуют реквизиты документов, подтверждающих право собственности участника на указанное оборудование, а также сами эти документы. Договор аренды нежилых помещений не может быть учтен при оценке наличия у участника холодильного оборудования в связи с тем, что указанные в нем сведения о передаче оборудования в аренду участнику противоречат сведениям, указанным участником в форме "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, необходимыми для оказания услуг". Учтены сведения о наличии у участника производственных помещений площадью не менее 1500 м2.
Пунктом 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, установлено, что "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, которые установлены в документации о закупке в соответствии с требованиями названных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Таким образом, исходя из названных положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе осуществление комиссией заказчика оценки заявок на участие в закупке не в соответствии с порядком, установленным в документации о закупке, недопустимо. В противном случае Комиссия УФАС находит признаки нарушения конкурсной комиссией ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС установлено, что конкурсной комиссией Заказчика, Уполномоченного органа, вопреки требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, осуществлена оценка заявок, не позволяющая выявить лучшие условия исполнения контракта, что является признаком нарушения конкурсной комиссией ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе ввиду нижеследующего:
Согласно ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе по основаниям получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия УФАС отмечает, что, исходя из совокупности положений п.п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил N 1085, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Порядок оценки: в рамках установленного Заказчиком показателя предполагает, что оценивается наличие у участника конкурса благодарственных писем от заказчиков, полученных по результатам исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предмет которых, аналогичен предмету контракта, заключаемого по результатам настоящего конкурса, а также Заказчиком установлено условие оценки наличия у участника конкурса шеф-поваров и поваров, квалификация, опыт работы которых соответствуют предмету контракта, заключаемого по результатам настоящего конкурса.
Вместе с тем, Заказчиком в конкурсной документации не раскрыто должным образом понятие "аналогичности предмета контракта", в связи с чем установленный порядок оценки по критерию является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, а также объективно сопоставить предложения участников конкурса.
Кроме того, Заказчиком установлено, что сведения о деловой репутации участника среди поставщиков пищевых продуктов принимаются для оценки при условии отсутствия фактов наличия задолженности участника закупки перед поставщиками, с которыми участником закупки были заключены договоры, в течение 2020 и 2021 годов. Для подтверждения данной информации участник закупки также предоставляет информацию об отсутствии фактов наличия задолженности участника закупки перед поставщиками, с которыми участником закупки были заключены договоры в течение 2020 и 2021 годов, которая предоставляется в виде декларирования отсутствия фактов наличия задолженности участника закупки перед поставщиками, с которыми участником закупки были заключены договоры в течение 2020 и 2021 годов.
При этом, Заказчиком в конкурсной документации не отражено должным образом, что задолженности перед участника закупки перед поставщиками могут быть погашены на момент подачи заявки.
Комиссия УФАС отмечает, что указанные положения конкурсной документации не определяют процесс выявления лучших условий исполнения контракта.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе. Доказательств обратного Заказчиком, Уполномоченным органом не представлено.
Исходя из изложенного, выявленное в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе привело к неправомерному применению порядка оценки приложенных документов в составе заявки Заявителя по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Таким образом, действия конкурсной комиссии нарушают ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленные в действиях Заказчика и его конкурсной комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем внесения изменений в конкурсной документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 33, 54.3, 54.7, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Комбинат социального питания Красносельского района" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 января 2022 г. N 44-141/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2022