Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1" (далее - Заказчик);
в отсутствии представителей ООО "АВТОДОМ" (далее - Заявитель), должным образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 40224-ЭП/21 от 21.12.2021) на действия СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию оборудования (извещение N 0372200192121000089) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 07.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200192121000089. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 248 988,44 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на возможные неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки Заявителя на участие в закупке не соответствующей требованиям документации электронного аукциона.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч. ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.12.2021 г., участнику с идентификационный номером заявки N45 (Заявитель) было отказано в доступе к участию в аукционе по следующим основаниям:
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем на основании п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ (несоответствие информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, требованиям документации об электронном аукционе).
Согласно положениям пп.б п.2 ч.3 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и требованиям Части II Документации об электронном аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели поставляемого при оказании услуг товара, соответствующие значениям, установленным в этой документации.
Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция), содержащейся в Приложении N3 к Части III (Техническое задание) Документации установлено, что участник закупки при заполнении первой части заявки использует требования к поставляемым при оказании услуг товарам, содержащиеся в Таблице 3 Приложения N 3 к Части III Документации.
1) В Таблице 3 Приложения N 3 к Части III Документации по товару "Посудомоечная машина тип 1 при оказании услуг технического обслуживания оборудования отделения" требуется показатель Температура мойки: должна быть от 55 °С.
Ознакомившись с Инструкцией в полном объеме (в т.ч., с п.4 Инструкции и приведенным в этой Инструкции определением "конкретное минимальное значение показателя"), а также приняв во внимание, что требование к этому характеризующему температуру показателю установлено в виде одного числового значения, участник закупки в первой части заявки должен был указать конкретное минимальное значение показателя (т.е. единственное значение этого показателя, содержащее указание на минимальность данного показателя).
В первой части заявки по товару "Посудомоечная машина тип 1 при оказании услуг технического обслуживания оборудования отделения" указано "Температура мойки: 55°С - 70°С". То есть, представлено значение этого показателя, которое не соответствует указанным выше требованиям Инструкции, поскольку не является конкретным минимальным значением показателя.
2) В Таблице 3 Приложения N 3 к Части III Документации по товару "Посудомоечная машина тип 2 при оказании услуг технического обслуживания оборудования отделения" требуется показатель Температура мойки: должна быть от 55 °С.
Ознакомившись с Инструкцией в полном объеме (в т.ч., с п.4 Инструкции и приведенным в этой Инструкции определением "конкретное минимальное значение показателя"), а также приняв во внимание, что требование к этому характеризующему температуру показателю установлено в виде одного числового значения, участник закупки в первой части заявки должен был указать конкретное минимальное значение показателя (т.е. единственное значение этого показателя, содержащее указание на минимальность данного показателя).
В первой части заявки по товару "Посудомоечная машина тип 2 при оказании услуг технического обслуживания оборудования отделения" указано "Температура мойки: 55°С - 70°С". То есть, представлено значение этого показателя, которое не соответствует указанным выше требованиям Инструкции, поскольку не является конкретным минимальным значением показателя.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что Приложение N 3 к Техническому заданию документации об электронном аукционе содержит требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара.
Комиссия УФАС сообщает, что к позициям, ставших причиной отклонения заявки Заявителя, установлены требования "Температура мойки: должна быть от 55 °С".
Заявитель в своей заявке указал диапазонное значение данного показателя, а именно "Температура мойки: 55°С - 70°С".
Инструкцией установлено в том числе следующее:
"При установлении в документации показателей, характеризующих температуру, не относящихся к п.2 настоящей инструкции (а так же при отсутствии в наименовании показателя слов, словосочетаний, символов, перечисленных в п. 1.1 и 1.4), Участники в своих заявках по данным показателям обязаны представить конкретные значения показателей в виде конкретного диапазонного значения или в виде конкретного минимального значения или в виде конкретного максимального значения".
"Конкретное минимальное значение показателя - единственное значение, указываемое участником закупки в заявке в соответствии с инструкцией по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, содержащее указание на минимальность данного показателя (При указании Заказчиком в Таблице 3 требований к показателю в виде одного числового значения)."
Заявитель применял следующее положение инструкции:
"При установлении в документации показателей, характеризующих температуру, не относящихся к п.2 настоящей инструкции (а так же при отсутствии в наименовании показателя слов, словосочетаний, символов, перечисленных в п. 1.1 и 1.4), Участники в своих заявках по данным показателям обязаны представить конкретные значения показателей в виде конкретного диапазонного значения или в виде конкретного минимального значения или в виде конкретного максимального значения".
"Конкретное диапазонное значение показателя - значение, выраженное в виде конкретного значения, соответствующего нижней границе диапазона, и конкретного значения, соответствующего верхней границе диапазона".
Заявитель не имел оснований руководствоваться положениям инструкции, определяющими конкретное диапазонное значение показателя, когда инструкцией по заполнению заявки установленная расшифровка конкретное минимальное значение показателя при указании Заказчиком требований к показателю в виде одного числового значения.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела достаточное основание для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), следовательно, довод жалобы считается необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией УФАС установлены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из толкования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна максимально точно определять порядок и правила заполнения заявки. Инструкция обеспечивает правильное понимание участниками закупки положений аукционной документации.
При этом, положения инструкции не должны носить противоречивый характер, поскольку это может ввести в заблуждение участников закупки, ограничить количество участников закупки, а также может привести к необоснованному допуску либо отказу участников к участию в электронном аукционе.
В соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Приложением N3 к Техническому заданию установлена Инструкция по заполнению первой части заявки.
Проанализировав позиции Технического задания аукционной документации, Инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а также заявки участников закупки, Комиссия УФАС, пришла к выводу, что в совокупности вышеизложенного, не позволяется возможным однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в электронном аукционе в части предоставления показателей товара, что вводит участников закупки в заблуждение при формировании заявки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.12.2020 на участие в указанном электронном аукционе подано 7 заявок, 4 из которых отклонены аукционной комиссией заказчика. Указанное также свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу, что установленная заказчиком в документации об электронном аукционе инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе вводит участников закупки в заблуждение при заполнении заявок на участие в электронном аукционе, а также не позволяет однозначно определить какие именно положения указанной инструкции необходимо применять при указании показателя товара.
Таким образом, установленная заказчиком в документации об электронном аукционе инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе не позволяет участникам закупки заполнить заявки на участие в электронном аукционе надлежащим образом, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с тем, что установленная ненадлежащая Инструкция по заполнению заявки послужила основанием для отклонения заявок четырех участников закупки, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки, Комиссия полагает, что необходимо выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВТОДОМ" не обоснованной.
2. В рамках проведения внеплановой проверки признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его котировочной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 декабря 2021 г. N 44-6238/21_______
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2022