Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС),
при участии представителя СПб ГБУ "Царскосельский камерный хор "Петербургские серенады" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Сергеева Р.В. (далее - Заявитель), уведомлённого о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 417-ЭП/22 от 12.01.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку изготовленной одежды сцены и окон для концертного зала по индивидуальному заказу для нужд СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200184921000023. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 487 445,00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию о ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первых частей заявок приложена Заказчиком в документации об электронном аукционе (Раздел 19 документации).
Анализ положений инструкции позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок содержит противоречивые правила заполнения заявки.
Согласно пп. 2 п. 19.2 Раздела 19 документации, Заказчиком установлены следующие правила представления сведений:
Требования к показателям, значения которых не должны изменяться:
В случае установления в документации об аукционе соответствующего значения показателя товара, которое не должно изменяться, то есть значения, которое является фиксированным, не подлежащим изменению в соответствии с условиями документации об аукционе, и не содержащим характеристик минимальности, максимальности и интервальности значений показателей товаров, участником закупки в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме должно быть представлено значение такого показателя товара, соответствующее значению, установленном в документации об аукционе, относительно указанного показателя товара.
То есть, показатели, в которых нет указания на максимальность, минимальность и интервальность значений, должны оставаться без изменения.
Требования к товарам, необходимым к поставке, установлены Заказчиком в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе.
Так, для товара N 1 ""Штора тип 1" Заказчиком установлены следующие требования: Цвет должен быть белый; кремовый.
При этом согласно п. 4.1 инструкции по заполнению заявки, в случае установления в документации об аукционе альтернативных значений показателя (свойства) товара, которые сопровождаются знаками ";", "\" участник закупки самостоятельно выбирает одно из указанных свойств товара (материала), руководствуясь нормативно-технической документацией (если указана необходимость соответствия товара государственному стандарту) и требованиями к товару. Данное требование к показателям товара обусловлено наличием альтернативных показателей (свойств) товара, его характеризующих, которые соответствует потребностям заказчика и техническим регламентам.
То есть, с одной стороны, упомянутые выше требования не содержат указания на максимальность, минимальность и интервальность, и должны остаться без изменения. С другой стороны, требуется выбрать одно из значений, то есть изменить установленное в Разделе "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара" документации значение.
Заявитель в жалобе сообщает, в том числе следующее:
3) Для товара N2 "Карниз тип 1" и товара N8 "Карниз тип 3" установлено требование вида:
Длина должна быть не более 1350 и не менее 900 мм.
Инструкция не содержит описания конструкций типа "не более_ и не менее_" (и отдельно союза "и").
При этом:
В остальных случаях требования к значениям показателей товаров установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения в точном соответствии с требованиями, установленными документации об аукционе, в том числе сведения о среднем сроке службы товаров.
1.1. Участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, с учетом положений настоящей инструкции.
_
1.4. В случае установления требований к максимальному значению, при описании которых Заказчик использовал слова: "не более", "не выше", "не должен (-на, -но, -ны) быть более", "до", участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме должен предоставить конкретное значение менее или равное установленного Заказчиком в требованиях. Сведения о конкретных показателях должны быть указаны без использования вышеуказанных слов.
1.5. В случае установления требований к минимальному значению, при описании которых Заказчик использовал слова: "не менее", "не ниже", "не должен (-на, -но, -ны) быть менее", "от", участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме должен предоставить конкретное значение более или равное установленного Заказчиком в требованиях. Сведения о конкретных показателях должны быть указаны без использования вышеуказанных слов.
Заказчик пытается ввести участников в заблуждение, устанавливая требования и инструкцию таким образом, чтобы не было однозначно ясно, следует указывать значения без изменения или всё же стоит указать одно конкретное значение.
4) Для товара N6 "Штора тип 4" установлено требование:
Светонепроницаемость не должна быть ниже 85 %.
Положения инструкции подразумевают, что, к примеру, "не более" и "не должен быть более" - это разные случаи:
1.4. В случае установления требований к максимальному значению, при описании которых Заказчик использовал слова: "не более", "не выше", "не должен (-на, -но, -ны) быть более", "до", участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме должен предоставить конкретное значение менее или равное установленного Заказчиком в требованиях. Сведения о конкретных показателях должны быть указаны без использования вышеуказанных слов.
1.5. В случае установления требований к минимальному значению, при описании которых Заказчик использовал слова: "не менее", "не ниже", "не должен (-на, -но, -ны) быть менее", "от", участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме должен предоставить конкретное значение более или равное установленного Заказчиком в требованиях. Сведения о конкретных показателях должны быть указаны без использования вышеуказанных слов.
При этом инструкция не содержит описание "не должен (-на, -но, -ны) быть ниже".
С другой стороны:
Значения показателей не могут сопровождаться словами, словосочетаниями и производными от этих слов (словосочетаний): "должен", "должен быть", "требуется", "может", "может быть".
Таким образом, удалив из вышеупомянутого показателя "должна быть", получаем:
Светонепроницаемость не ниже 85 %.
А в этой ситуации уже указано "не ниже", и одно конкретное значение вроде бы указать вполне возможно.
Таким образом, установленная Заказчиком инструкция не только не определяет порядок заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару и содержит противоречивые правила представления значений определенных показателей. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию положения инструкции дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция содержит излишнее описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также необходимость указания участниками закупки в составе первой части заявки сведений о поставляемых товарах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель сообщает, в том числе о нарушении в части размещения разъяснений о положениях документации.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией УФАС установлено, что Заказчиком 29.12.2021 15:04 (МСК) было размещено два разных файла технического задания, следовательно, Комиссия УФАС имеет основания для квалификации нарушения ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
2. Выявленное в действиях Заказчика нарушение законодательства о контрактной системе является существенным, что дало основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сергеева Р.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГБУ "Царскосельский камерный хор "Петербургские серенады"
ул. Средняя, д. 4/2, Пушкин,
Санкт-Петербург, 196600
АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
факс: (495) 787-29-98
ИП Сергеев Р.В.
пр-д Доброхотова, д. 10, корп. 2, кв. 61,
Ярославль, 150062
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-323/22 об устранении нарушений законодательства о закупках
18.01.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-323/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГБУ "Царскосельский камерный хор "Петербургские серенады", аукционной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона с номером извещения 0372200184921000023;
- внести изменения в документацию, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0372200184921000023 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и аукционной комиссии в срок до 05.03.2022 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику, аукционной комиссии техническую возможность для исполнения п. 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2022 г. N 44-323/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2022