Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.
от заказчика - Вихрова С.Ю., Маслина И.Н.
от ООО "Горзеленстрой" - Лоушкин М.М., Ягубов М.Г.
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - Территориальный отдел г. Буденновска администрации Будённовского МО СК в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и пунктом 7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, направил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Горзеленстрой" и указал, что ООО "Горзеленстрой" не исполнил условия контракта, в связи, с чем заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и пункта 13 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Горзеленстрой" в реестр недобросовестных поставщиков, по факту осуществления закупки путём проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121300039420000044 Выполнение работ по благоустройству территории парка им. Ю.А. Гагарина в г. Будённовске для обеспечения муниципальных нужд, назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
При рассмотрении обращения заказчик пояснил следующее:
26 октября 2020 г. между администрацией города Буденновска и ООО "Горзеленстрой" заключен муниципальный контракт N01213000394200000440001 на выполнение работ по благоустройству территории парка им. Ю.А. Гагарина в г. Будённовске для обеспечения муниципальных нужд. Цена контракта 82 502 180 (восемьдесят два миллиона пятьсот две тысячи сто восемьдесят) рублей 00 копеек, без НДС (из них по разделу "Благоустройство" 73 279 139,53 руб., по разделу "Озеленение" 9 223 040,47 руб.).
15 февраля 2021 г. на основании части 6 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в соответствии с постановлением администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края от 12 февраля 2021 г. N183 "О реализации отдельных положений решения Думы Буденновского муниципального округа Ставропольского края от 09 ноября 2020 года N3/22-1 "О правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Буденновский муниципальный округ Ставропольского края" между территориальным отделом города Буденновска администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края (далее -Заказчик) и ООО "Горзеленстрой" (далее - Подрядчик) заключено дополнительное соглашение N1 к муниципальному контракту N01213000394200000440001 от 26 октября 2020 г. на выполнение работ по благоустройству территории парка им. Ю.А. Гагарина в г.Будённовске для обеспечения муниципальных нужд (далее - объект, контракт) о перемене Заказчика.
В соответствии с п. 1.1. контракта предметом контракта является выполнение работ по благоустройству территории парка им. Ю.А. Гагарина в г.Будённовске для обеспечения муниципальных нужд (далее - работы, объект).
На основании п. 1.4. Подрядчик взял на себя обязательство выполнить работы в следующие сроки:
Малые архитектурные формы (локальный сметный расчет N 02-01-02) выполнить до 31 августа 2021 года;
* Раздел 1 локального сметного расчета N 02-01-01 "Демонтажные работы", выполнить до 31 августа 2021 года;
* Раздел 2 локального сметного расчета N 02-01-01 "Тротуары" " выполнить до 31 августа 2021 года;
* Раздел 3 локального сметного расчета N 02-01-01 "Игровые площадки с резиновым покрытием" выполнить до 31 августа 2021 года;
* Раздел 4 локального сметного расчета N 02-01-01 "Озеленение" выполнить по 31 октября 2021 года.
Данное условие контракта нарушено Подрядчиком, на дату 16 декабря 2021 г. работы на объекте в полном объеме не завершены.
Из раздела "Благоустройство", в связи с выявленной технической ошибкой в сметных расчетах при выполнении работ (позиция 37. Резиновое покрытие - в объемах), сумма невозможная к исполнению составляет 23 625 294,98 руб. Из раздела "Озеленение" стоимость работ невозможных к исполнению (подготовка почвы, приобретение и посадка петуньи) составила 88 042,20 руб. Таким образом, сумма работ, подлежащих завершению на 31 августа 2021 г. составила 49 653 844,55 руб. Сумма работ, подлежащих завершению на 31 октября 2021 г. составила 9 134 998,27 руб. Работы, предусмотренные муниципальным контрактом, выполнялись с нарушением сроков и выполнены не в полном объеме.
Всего стоимость выполненных Подрядчиком обязательств -53 723 700,66 руб., акты выполненных работ (КС-2) от 15.02.2021, от 12.04.2021, от 11.06.2021, от 19.07.2021, от 19.08.2021, от 08.09.2021, от 08.10.2021, от 25.10.2021, от 01.11.2021, от 10.11.2021.
Сумма незавершенных работ на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта составила 5 065 142,16 руб.
Частью 4 пп. 4.2.1. Контракта определено, что Подрядчик обязан выполнять все работы в соответствии с дизайн-проектом, сметной документацией, описанием объекта закупки, условиями Контракта, требованиями ГОСТов, СНиПов, ВСН, других нормативных документов, а также в приложении N1 к контракту "Описание объекта закупки" п.1 определено, работы должны быть выполнены в соответствии с локальными сметными расчетами и дизайн-проектом.
Подрядчиком не выполнены следующие виды работ в полном объеме в соответствии с локальным сметным расчётом и дизайн-проектом:
- по "Оборудованию детской площадки" N02-01-02 "МАФ" разделом в графе "наименование объектов, работ и затрат" указан Артикул, т.е. все элементы детской площадки должны соответствовать указанному артикулу. Однако Подрядчик при выполнении работ не взял во внимание указанный выше локальный сметный расчет и без согласования с Заказчиком установил детское оборудование несоответствующее смете.
Подрядчик обратился за согласованием только после установки детского оборудования, в связи с тем, что установленные детские элементы ухудшают товар предусмотренный сметой, руководствуясь Федеральным законом N44-ФЗ Заказчиком был подготовлен мотивированный отказ, в том числе на основании письма от организации, осуществляющей технический надзор, в котором содержится сравнительный анализ установленного оборудования с требуемым (копии прилагаются).
По Арт-объекту "Солнечная система": согласно дизайн-проекту и поз.21 Локального сметного расчета N02-01-02 "МАФ" - арт-объект "Солнечная система", основа - металлокаркас с покрытием под золото, под каждым шаром основание большим радиусом на 0.5 м из светодиодной плитки в количестве 1 шт. Стоимость всей позиции равна 3 230 000,91 рублей. В установленном Арт-объекте отсутствует светодиодная плитка, а также установлены полусферы вместо шаров. Данные изменения также не согласовывались Заказчиком.
Подрядчику неоднократно было указано на вышеперечисленные нарушения. Подрядчик не предпринял никаких действий в части устранения указанных нарушений.
В соответствии с п. 13.1. контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта, в соответствии со ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 13.2. контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N44-ФЗ.
В связи с вышеизложенным, на основании п.2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, раздела 13 контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - решение). Данное решение размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 17 декабря 2021 г., а также вручено Подрядчику, а также направлено Подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в контракте.
Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, т.е. 27 декабря 2021 г.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 1 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 3 статьи 708 ГК РФ установлено, что указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК РФ).
Как установила комиссия Ставропольского УФАС России, всего стоимость выполненных Подрядчиком обязательств -53 723 700,66 руб., при этом объем работ выполненных с отступлением от проектной документации и локально-сметного расчета, качеству товара, по своей сути относятся к взаимодействию сторон при исполнении контракта.
Таким образом, это может свидетельствовать о том, что ООО "Горзеленстрой" приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, послужившим основанием для принятия решения о расторжении контракта.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда, поскольку:
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Горзеленстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Горзеленстрой" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е.А. Соколов
Члены комиссии
С.И. Рошевский
А. М. Резцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 января 2022 г. N РНП-26-1688
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022