Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневская Е.В.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Говоров А.В, Медведева М.В., Лебедева М.Ю.,
от ООО "Проджектситигрупп" - Мадиев Н.А., Козлов Ф.С., Богатов Д.Н.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Проджектситигрупп" по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000525 "Разработка проектной документации по объекту "Строительство экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Проджектситигрупп" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
По результатам проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000525 "Разработка проектной документации по объекту "Строительство экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" победителем признано ООО "Проджектситигрупп".
Порядок заключения контрактов регулируется требованиями статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
Из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует:
"_12.07.2021 г. между заказчиком и ООО "Проджектситигрупп" заключен государственный контракт N 63 на разработку проектной документации по объекту "Строительство экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод".
В соответствии с п. 1.1 контракта Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по разработке проектной документации по объекту "Строительство экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод" (далее - проектная документация, работы) в рамках государственной программы Ставропольского края "Охрана окружающей среды", в соответствии с заданием на проектирование (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Пунктом 3.2. контракта установлен срок выполнения работ:
Начало выполнения работ - с момента заключения контракта.
Окончание работ - 10 декабря 2021 года.
Согласно подпункту 4.2.1. контракта заказчик вправе:
Привлекать Заказчика-застройщика - Государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края" (далее - Заказчик-застройщик) для осуществления контроля за выполнением условий настоящего контракта, освоением выделенных средств и приемки выполненных работ по настоящему Контракту, в том числе в соответствии с пунктом 4.1.1. Контракта
В соответствии с подпунктом 4.3.1 подрядчик обязан выполнить своевременно и надлежащим образом, принятые на себя обязательства в соответствии с заданием на проектирование (Приложение N 1) являющимся неотъемлемой частью Контракта и с условиями настоящего Контракта.
Подпунктом 4.3.5. контракта также предусмотрена обязанность подрядчика осуществить все действия (заключение, изменение, исполнение, расторжение, оплата договора), связанные с разработкой проекта планировки и проекта межевания территории, проведением государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта.
Согласно подпункту 4.3.7. контракта, подрядчик обязан предоставить проектную документацию по объекту в соответствии с заданием на проектирование (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, разработанный проект планировки и проекта межевания территории, положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и о достоверности определения сметной стоимости объекта строительства в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом Государственному заказчику и Заказчику-застройщику.
Выполнение работ по Контракту подтверждается подписанием Государственным заказчиком и Заказчиком-застройщиком актов сдачи-приемки выполненных работ согласно пункту 5.2 контракта.
Подпунктом 5.2.1. контракта предусмотрено, что подрядчик передает Государственному заказчику и Заказчику-застройщику по накладной 5 (пять) комплектов проектной документации. Из них 4 (четыре) комплекта проектной документации на бумажном носителе и 1 (один) комплект - в электронном виде.
По состоянию на 13.12.2021 г., в нарушении пункта 3.2 контракта, работы подрядчик не завершены (не выполнены), проектная документация, положительное заключения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов, а также разработанный проект планировки и проект межевания территории государственному заказчику-застройщику не переданы, акты сдачи-приемки выполненных работ государственным заказчиком и заказчиком-зайстройщиком не подписаны.
По состоянию на 13.12.2021 г. подрядчиком, в нарушение пунктов 1.1., 3.2., 4.3.1., 4.3.4., 4.3.5., 4.3.7. контракта, результаты выполненных работ государственному заказчику не представлены. Подрядчиком не предоставлена на согласование с заказчиком и заказчиком-застройщиком готовая проектная документация, а следовательно и не передана в организацию, осуществляющую экспертизу в сфере строительства, срок экспертизы которой составляет до 42 рабочих дней. Акт(-ы) сдачи-приемки выполненных работ государственным заказчиком не подписаны.
Пунктами 11 и 46 Приложения N 1 к контракту предусмотрено, что сбор исходных данных и условий для подготовки проектной документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации, требованиях к их содержанию", сбор необходимых данных, разрешительных документов, технических условий подрядчик самостоятельно осуществляет и оплачивает.
Вместе с тем, запросы для получения технических условий в ресурсоснабжающие организации подрядчик осуществлял с 08.10.2021, согласно информации, указанной в письме подрядчика (исх. от 24.11.2021 N 645).
Следовательно, подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
Согласно п. 10.1. контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
_
С связи с вышеизложенным, в соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 8, 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ, п. 10.1 контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.12.2021 г.
15.12.2021 г. решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС N 0121200001221000001.
21.12.2021 г. подрядчик надлежащим образом уведомлен (подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12305665021700) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.01.2022 г. решение считается вступившим в силу, а контракт расторгнутым, с даты его надлежащего уведомления_".
Таким образом, в силу ч. 12, ч. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке действительно вступило в законную силу 10.01.2022 г.
Так, согласно п. 15 Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом, как установила комиссия:
В силу пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" со стороны ООО "Проджектситигрупп" были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, а именно:
Подрядчиком проектная документация была разработана и сдана на экспертизу 10.12.2021 г. за исхд. N 673 (заявка зарегистрирована за N 5805) в автономном учреждении Ставропольского края "Государственная экспертиза в сфере строительства" с просьбой провести государственную экспертизу (для ПД с изысканиями) на предмет соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, а также на предмет соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологичеким требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергических систем и объектов электроэнергетики, антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий строительства объекта:
"Строительство экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод"
По состоянию на 31.12.2021 г. в распоряжении подрядчика имелись только следующие документы, направленные по электронной почте:
- технические условия на подключение к системе водоснабжения и водоотведения N 04-08/934-ТУ от 11.11.2021 г.
- технические условия на подключение газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения NТУ0027-000984-01-2
- технические условия на устройство ливневой канализации N 171/21 от 25.10.2021 г.
- технические условия на предоставления комплекса услуг связи N 10/1021-6826 от 19.10.2021
- технические условия на присоединение к электрическим сетям N 264 от 30.11.2021 г.
На основании вышеизложенного, видно ООО "Проджектситигрупп" после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта - на рассмотрение дела представителями ООО "Проджектситигрупп" представлены документы (переписка), в том числе, Общества и заказчика.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ООО "Проджектситигрупп", приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ООО "Проджектситигрупп" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат, в том числе на основании пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Проджектситигрупп"в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Проджектситигрупп" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
Е.В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 января 2022 г. N РНП-26-1690
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022