Резолютивная часть решения оглашена 25.01.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Дефком" на действия комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на закупку продуктов питания ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Вольгинский" (извещение N 0228100001921000077) в присутствии:
представителя заказчика ФБУ Центра реабилитации ФСС РФ "Вольгинский" - представителя заявителя - ООО "Дефком"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/54.4-21/2022 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Дефком" (далее - заявитель, общество) на действия комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на закупку продуктов питания ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Вольгинский" (извещение N 0228100001921000077).
По мнению заявителя, конкурсная комиссия необоснованно отклонила заявку ООО "Дефком" на участие в указанной закупке по следующим основаниям: "Участником в заявке не представлена информация предусмотренная подпунктом "б" пункта 3.2.3 Части 1 "Общие условия проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме конкурсной документации (подпункт "б") пункта 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно: представлено конкретное значение показателя "Температура в толще мышц" по пункту 10, 34 и 53 заявки (участником используются формулировки "не выше", "ниже") с учетом Раздела 7 "Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе конкурсной документации".
Вместе с тем, участник на момент подачи заявки не обязан иметь товар в наличии, соответственно, указать конкретное значение по показателю "Температура в толще мышц" не представляется возможным, в связи с чем значения данного показателя оставлены ООО "Дефком" в заявке без изменений, в соответствии с описанием установленным заказчиком. Кроме того, по спорным позициям имеются противоречия между требованиями ГОСТов и требованиями к показателям товара, установленным заказчиком.
На основании вышеизложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений и пересмотре первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В обоснование правомерности действий конкурсной комиссии представитель заказчика пояснил следующее.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии со статьей 54.4 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией. Предоставляемая участником закупки информация о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным в конкурсной документации, заполняется в соответствии с требованиями части IV "Описание объекта закупки" документации с учетом раздела 7 "Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе".
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе при подготовке заявки не допускается использование формулировок "не менее", "не более", "не ниже", "не выше" и.т.д.
Требования заказчика, установленные в аукционной документации, в части показателя товара "Температура в толще мышц" не противоречит требованиям ГОСТ. Участник закупки должен был указать конкретные показатели товара, соответствующие требованиям ГОСТ и описания объекта закупки.
На момент подачи заявок участник не обязан иметь товар в наличии, однако при участии в закупке он должен объективно оценивать свои возможности по исполнению обязательств и условий контракта в части обеспечения надлежащего температурного режима при поставке продуктов питания и иметь четкое представление о товаре, предполагаемом к поставке.
При рассмотрении заявки участника закупки ООО "Дефком" конкурсной комиссией было установлено, что в заявке не представлено конкретное значение показателя "Температура в толще мышц" по пунктам 10, 34, 53 (участником используется формулировка "не выше", "ниже").
Таким образом, конкурсная комиссия при рассмотрении заявки участника закупки ООО "Дефком", исходя из представленных документов и информации, руководствуясь требованиями документации, отказала в доступе к участию в закупке.
В силу изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Дефком" необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 54.4 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации.
В соответствии с пунктом 3.2.3.3 Инструкции участникам закупок документации о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной на закупку продуктов питания нужд ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Вольгинский" первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в конкурсной документации, и указание на товарный знак (при наличии). Данная информация включается в заявку на участие в конкурсе в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 7.1 Инструкции участникам закупок документации о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной на закупку продуктов питания нужд ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Вольгинский" первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать документы и информацию в соответствии с п.3.2.3 настоящей конкурсной документации (ч.4 ст.54.4. Федерального закона N44-ФЗ). Предоставляемая участником конкурса информация о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным в конкурсной документации, заполняется в соответствии с требованиями части IV "Описание объекта закупки" документации. При подготовке заявки не допускается использование формулировок "не менее" / "не более", "не ниже" / "не выше", "не шире" / "не уже", "менее" / "более", "выше" / "ниже", "шире" / "уже", "не шире" / "не уже", "свыше", "св.", "или", "и/или", "от", "до", знаков "/", "\", ";" "", "", ">", "<" по отношению к значениям показателей поставляемых товаров, за исключением случаев, когда значения показателей не могут изменяться (такие значения приведены в квадратных скобках).
В пункте 10 части IV "Описание объекта закупки" заказчиком, помимо прочих, установлено следующее требование к показателю поставляемого товара: "Мясо сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания (филе грудки куриной). Дополнительные характеристики:_ Температура в толще мышц, С: не выше минус 8_".
По данному показателю в первой части заявки ООО "Дефком" указано - "Температура в толще мышц, С: не выше минус 8", то есть не указан конкретный показатель поставляемого товара.
В пункте 34 части IV "Описание объекта закупки" заказчиком, помимо прочих, установлено следующее требование к показателю поставляемого товара: "Мясо сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания (филе индейки). Дополнительные характеристики:_ Температура в толще мышц, С: не выше минус 12_".
По данному показателю в первой части заявки ООО "Дефком" указано - "Температура в толще мышц, С: не выше минус 12", то есть не указан конкретный показатель поставляемого товара.
В пункте 53 части IV "Описание объекта закупки" заказчиком, помимо прочих, установлено следующее требование к показателю поставляемого товара: "Мясо сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания (Тушки цыплят-бройлеров). Дополнительные характеристики:_ Температура в толще мышц, С: ниже минус 10_".
По данному показателю в первой части заявки ООО "Дефком" указано - "Температура в толще мышц, С: ниже минус 10", то есть не указан конкретный показатель поставляемого товара.
Таким образом, конкурсная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно отказала в доступе к участию в открытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме заявке ООО "Дефком" по причине несоответствия требованиям конкурсной документации и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, в результате проведенной внеплановой проверки, Комиссией установлено, что конкурсная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия полагает, что по ряду позиций описания объекта закупки заказчиком установлены требования к показателям товара, значения которых можно определить только имея товар в наличии путем проведения соответствующих испытаний. В частности указанные требования установлены по позициям - в пункте 10 части IV "Описание объекта закупки" заказчиком, помимо прочих, установлено следующее требование к показателю поставляемого товара: "Мясо сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания (филе грудки куриной). Дополнительные характеристики:_ Температура в толще мышц, С: не выше минус 8_"; в пункте 34 части IV "Описание объекта закупки" заказчиком, помимо прочих, установлено следующее требование к показателю поставляемого товара: "Мясо сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания (филе индейки). Дополнительные характеристики:_ Температура в толще мышц, С: не выше минус 12_"; в пункте 53 части IV "Описание объекта закупки" заказчиком, помимо прочих, установлено следующее требование к показателю поставляемого товара: "Мясо сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания (Тушки цыплят-бройлеров). Дополнительные характеристики:_ Температура в толще мышц, С: ниже минус 10_".
По данным показателям конкурсная документация нуждается в корректировке и уточнении.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дефком" на действия комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на закупку продуктов питания для нужд ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Вольгинский" (извещение N 0228100001921000077) необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, конкурсной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 25 января 2022 г. N 033/06/54.4-21/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2022