Резолютивная часть оглашена
20.01.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Федерального казенного учреждения "Приволжское окружное управление материально-технического снабжения министерства внутренних дел России" (далее - Заказчик, ФКУ "ПОУМТС") о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания Артис" (далее - Общество, ООО "ТПК Артис", Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона по объекту закупки: маска хирургическая, одноразового использования (Извещение N 0342100003121000365, начальная (максимальная) цена контракта 5 625 150, 51 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта ввиду неисполнения Обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения, на соответствие нормам Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 01.01.2022 г., и проведя проверку, установила следующее.
22.10.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0342100003121000365 об осуществлении Закупки.
На основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 11.11.2021 г. N0342100003121000365-3 между Заказчиком и Обществом 23.11.2021 г. заключен контракт.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 3.2. Контракта Поставщик обязан поставить маски медицинские согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) в количестве 4 019 550 штук по 06.12.2021 г. включительно.
01.12.2021 г. от поставщика получено письмо N585 о поставке масок в период с 06.12.2021 г. по 18.12.2021 г.
По состоянию на 18.12.2021 г. товар не был поставлен.
В целях контроля исполнения государственного контракта N ЭА/368 поставщику неоднократно направлялись письма с требованием об исполнении контракта (исх. NПВ/9- 8329 от 06.12.2021 г.; ПВ/9-8423 от 07.12.2021 г.; ПВ/9-8617 от 13.12.2021 г.; ПВ/9-8694 от 15.12.2021 г.; ПВ/9-8757 от 17.12.2021 г.), а также направлялся запрос ИП о подтверждении производства масок медицинских, поставляемых ООО "ТПК Артис". ИП не подтвердил наличия договорных отношений с ООО "ТПК Артис".
20.12.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, 20.12.2021 г. Заказчиком согласована поставка масок медицинских производства ООО "Локомотив" с реестровой записью N4610/1/2020 от 24.03.2021 г. Поставщиком 23.12.2021 г. на обозрение представителям заказчика был представлен товар со следующими недостатками: расхождение наименования товара на упаковке с регистрационным удостоверением; на упаковке и в регистрационном удостоверении указаны разные города производства; опечатки в маркировке товара. В связи с указанными обстоятельствами процедура приемки Заказчиком не начиналась.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
20.12.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Общества телеграммой, а также почтовым отправлением. 21.12.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС. 22.12.2021 г. Заказчиком получено уведомление о вручении телеграммы адресату.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 11.01.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Из пояснений Общества следует, что Поставщик был вынужден прекратить отгрузку товара, в связи с заболеванием коронавирусной инфекцией и отстранением сотрудников на производстве более 70% штата, что подтверждается больничными листами. Указанное событие является обстоятельством непреодолимой силы. Действия/бездействия со стороны Поставщика не были направлены на уклонение от исполнения контракта.
Однако, вышеприведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестного поведения Поставщика при исполнении Контракта.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения товар, поставка которого является предметом Контракта, Поставщиком не поставлен.
Доказательств обратного Обществом в антимонопольный орган не представлено.
В рассматриваемом случае Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "ТПК Артис" лишился того, на что рассчитывал при проведении электронного аукциона, а именно поставку требуемого товара. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм и добросовестность Поставщика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "ТПК Артис" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
В свою очередь, поскольку денежные средства на закупку товара в рамках данного государственного контракта доведены из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации для закупки средств индивидуальной защиты в целях обеспечения защиты личного состава от новой коронавирусной инфекции и создания необходимого резерва СИЗ, Заказчик настаивает на внесении информации об ООО "ТПК Артис" в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания Артис"; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе: в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания Артис", о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 января 2022 г. N РНП-63-19
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022