Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Неплюевой А.В. - главного специалиста эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии директора Муниципального казенного учреждения "Муниципальное имущество" - Зозуля Н.О.
без участия общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Тендер", уведомленного о времени и месте заседания комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Тендер" на действия Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Муниципальное имущество" при проведении электронного аукциона "На поставку и монтаж нового парового котла ДЕ 25/14ГМ." (0849300004121000022), в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 и статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
17.01.2022 в Мурманское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Тендер" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Муниципальное имущество" при проведении электронного аукциона "На поставку и монтаж нового парового котла ДЕ 25/14ГМ." (0849300004121000022).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком утверждена документация с нарушением требований законодательства.
В связи со сложившейся ситуацией распространения коронавирусной инфекции по указанию ФАС России, жалоба Заявителя рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи 20 января 2022 года в 11 часов 30 минут.
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
24.12.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация.
Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона.
Заказчик: Муниципальное казенное учреждение "Муниципальное имущество".
Наименование объекта закупки: На поставку и монтаж нового парового котла ДЕ 25/14ГМ.
Начальная (максимальная) цена контракта: 12 706 803,33 руб.
Рассмотрев доводы ООО "Сибирский Тендер", Комиссия Мурманского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно первому доводу Заявителя, Заказчиком установлен срок окончания предоставления разъяснений положений документации участникам закупки с нарушением требований законодательства.
Кроме того, в пятом доводе жалобы, заявитель указывает, что Заказчиком не предоставлены разъяснения по пункту 1 запроса разъяснений положений документации.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе определяет, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об аукционе датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является 17.01.2022 г. 13:00.
С учетом положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, участник закупки может направить запрос на разъяснение положений документации не позднее 13.01.2021 г., следовательно, датой окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об аукционе является 15.01.2022 г.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 22.01.2016 N Д28и-88, в случае если последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день, и заказчик обязан предоставить разъяснения документации об аукционе.
Заказчиком в пункте 1.6.2. документации об аукционе установлено, что "Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации" - 12.01.2022 г.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что указанный заказчиком в документации об аукционе срок окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации не соответствует требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, 27.12.2021 г. Заказчику был направлен запрос на разъяснения положений документации.
29.12.2021 г. Заказчиком были размещены разъяснения, однако ответ по пункту 1 запроса Заказчиком не был предоставлен, что также является нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности рассматриваемых доводов жалобы.
Согласно второму доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям по части 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2.1. аукционной документации, участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам в соответствии с ч.1, 1.1 ст.31 Закона о контрактной системе:
- Наличие участника свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией СРО, в редакции Приказа Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 по видам работ, являющихся предметом заключаемого договора.
Перечень видов работ, на которые участнику закупки необходимо представить копии свидетельства о допуске:
23.4. Монтаж оборудования котельных.
24.20. Пусконаладочные работы паровых котлов.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что аналогичное требование установлено в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Заявитель считает, вышеуказанные требования неправомерными, поскольку Приказ Минрегионразвития России от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" в настоящее время отменен.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, установив требования к участнику закупки в соответствии с недействующим законодательством, Заказчик нарушил положения пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В то же время, Комиссия считает необходимым отметить, что допущенное нарушение не повлияло на результаты проведения торгов, поскольку всеми участниками торгов в подтверждение необходимой квалификации, представлены выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Согласно третьему доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе первых частей заявок конкретных показателей товара, соответствующие значениям, установленным в техническом описании товаров (материалов) используемых при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закон о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В п.5.3.1. Документации Заказчиком установлено следующее требование к содержанию первой части заявки:
5.3.1. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
2) наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в техническом описании товаров (материалов) используемых при выполнении работ "(техническое задание)" документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Согласно письму ФАС России N ИА/53616/20 от 25.06.2020, Заказчик не вправе требовать от участников закупки представить в первой части заявки конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ (оказании услуг).
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлено избыточное требование к первой части заявки участника закупки.
В то же время, Комиссия считает необходимым отметить, что установленное требование не повлияло на результаты аукциона, поскольку не явилось основанием для отклонения заявок участников.
Согласно четвертому доводу жалобы, в аукционной документации содержится противоречивая информация относительно размера НМЦК.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе (далее - ЕИС), должна быть полной и достоверной.
Из содержания указанной нормы следует, что документация об электронном аукционе не должна содержать положений, которые противоречат друг другу и могут вводить в заблуждение потенциальных участников закупки относительно содержания документации.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что пунктом 1.2.3. Документации установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 706 803 руб. 33 коп. (двенадцать миллионов семьсот шесть тысяч восемьсот три) рубля 33 копейки.
При этом в пункте 3.2. Проекта контракта Заказчик указывает источник финансирования: бюджет ЗАТО г. Североморск на 2022 г. КБК 913050204403М2930244: в сумме 14 182 678, 16 рублей.
Следовательно, положения пункта 3.2. Проекта контракта, могут ввести участника закупки в заблуждение относительно действительного размера НМЦК.
Комиссия отмечает, что указанные действия Заказчика противоречат положениям части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности рассматриваемого довода жалобы.
Однако, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия Мурманского УФАС России приняла решение предписание не выдавать.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Тендер" на действия Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Муниципальное имущество" при проведении электронного аукциона "На поставку и монтаж нового парового котла ДЕ 25/14ГМ." (0849300004121000022) обоснованной.
2. Признать Муниципальное казенное учреждение "Муниципальное имущество" нарушившим требования части 4 статьи 65, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 2 части 3 статьи 66, части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 20 января 2022 г. N 051/06/106-25/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022