Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почёта" Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Кравцовой С.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку игл медицинских (с) (изв. N 0356200002021000058),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200002021000058 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку игл медицинских (с). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 929 375,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
19.03.2021 г. между Заказчиком и ИП Кравцовой С.А. заключен контракт N0356200002021000058 на сумму 1 529 212,05 руб.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров (ч. 2 ст. 523 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрено п.7.2 контракта.
Кроме того, в п.7.3 контракта установлено, что Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
03.06.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине поставки товара, несоответствующего требованиям контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
04.06.2021 г. решение опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), направлено в адрес Поставщика посредством электронной почты.
03.06.2021 г., согласно описи почтового отправления, в адрес Поставщика заказным письмом с уведомлением направлена копия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.06.2021 г., подтверждение отправления решения от 03.06.2021 г. в материалах обращения таким образом отсутствует.
Согласно пояснениям Заказчика при заполнении описи допущена техническая ошибка, упомянутым письмом в адрес ИП Кравцовой С.А. отправлено решение от 03.06.2021 г.
Поскольку подтверждение о вручении письма не получено Заказчиком, датой надлежащего уведомления считается 05.07.2021 г. Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 16.07.2021 г.
Вместе с тем, в нарушение ч.13 ст.95 Закона о закупках, 15.07.2021 г. Заказчик расторг контракт, разместив соответствующую информацию в ЕИС, статус контракта изменен на "Исполнение прекращено".
В указанных действиях должностных лиц Заказчика имеются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.6 ст.7.32 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы и документы, предоставленные в обращении, Комиссия установила следующее.
В соответствии с условиями контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить иглы медицинские (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Количество, ассортимент и требования к поставляемому товару определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок поставки товаров: Поставка товара осуществляется партиями с момента заключения договора до 30 ноября 2021 года на основании письменных заявок Заказчика, в течение 10 дней с момента поступления Заявки, в рабочие дни с 9-00 по 15-00 по местному времени. Заявка оформляется в письменной форме и направляется Поставщику посредством электронной или факсимильной связи.
3.1. Товары, поставляемые Поставщиком Заказчику, должны соответствовать качеству, техническим и функциональным характеристикам, указанным в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту).
3.5. Приемка Товара (партии Товара) (далее - приемка Товара) осуществляется в два этапа.
3.6. Приемка Товара в части соответствия их количества, комплектности требованиям, установленным Контрактом, осуществляется Заказчиком в течение 5 дня(ей) со дня доставки Товара.
3.7. На первом этапе осуществляется приемка Товаров по количеству и ассортименту на соответствие требованиям Контракта, в т.ч. проверяется соответствие количества, и ассортимента поставленного Товара, сведениям, указанным в сопроводительных документах.
3.9. Приемка Товара по количеству и ассортименту проводится в день поставки Товара.
3.11. При обнаружении несоответствия количества и (или) ассортимента поставленного Товара (партии Товара), установленному в Контракте, Заказчиком оформляется мотивированный отказ Поставщику от приемки Товара в письменной форме в день приемки Товара направляется (передается) Поставщику. При этом весь Товар (вся партия Товара) считается не поставленным до момента устранения нарушений, выявленных при приемке Товара.
3.14. На втором этапе осуществляется проверка качества Товара. Приемка Товара по качеству осуществляется в течение 5 дней с даты поставки Товара.
3.16. Для проверки поставленного Товара (партии Товара) в части его соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза поставленного Товара может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты (экспертные организации) на основании Контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно Техническому заданию по контракту поставляются: Игла спинальная (для спинальной анестезии) "Quincke" 22Gх120мм 100шт., Игла спинальная (для спинальной анестезии) "Quincke" 18Gх90мм 475 шт., Игла спинальная (для спинальной анестезии) "Quincke" 25Gх120мм 200шт., Игла спинальная (для спинальной анестезии) "Pencil Point" 26Gх90мм 1000шт., Игла спинальная (для спинальной анестезии) "Pencil Point" 25Gх120мм 2000шт., Игла спинальная (для спинальной анестезии) "Quincke" 25Gх90мм 750 шт., Игла для цитологической тонкоигольной биопсии CHIBA 300шт.
19.03.2021 г. в адрес Поставщика по электронной почте направлена заявка на поставку товара в полном объеме, предусмотренном контрактом.
01.04.2021 г. Поставщиком поставлен товар в полном объеме по позициям 1,2,3,5,6 технического задания, частичная поставка по п.4 (300шт. из 1000шт., указанных в заявке), по позицииN7 товар не поставлен. Согласно пояснениям Поставщика, поставка товара планировалась позже, поскольку товар отсутствовал в продаже на дату поступления заявки Заказчика.
Поставка товара по позиции N7 в полном объеме произведена 17.05.2021 г. Товар полностью принят и оплачен Заказчиком.
С нарушением срока, установленного п.3.9 контракта, 02.04.2021 г. товар принят Заказчиком по количеству и ассортименту. По результатам проверки качества товара в адрес Поставщика направлен акт рекламаций N1 от 02.04.2021 г.
В соответствии с актом приемочной комиссией Заказчика установлены следующие несоответствия поставленного товара требованиям технического задания:
1. отсутствие специального выступа-стрелки, указывающего направление среза иглы для четкой тактильной идентификации направления среза иглы относительно хода спинномозгового канала, встроенного в наружную часть павильона по позициям 1, 2, 3, 5, 6.
2. не соответствует тип иглы в позиции N4 - поставлен товар с типом иглы Pencil Point вместо типа иглы - "Атравматическая".
3. отсутствие наружной части с характеристиками: прозрачная, трапецевидно-овальной формы с дополнительными пальцевыми упорами и четырьмя разнонаправленными овальными вырезами для удобного и надежного удерживания иглы при пункции, а также возможности визуализации призмы-идентификатора со всех сторон по позициям 5,6.
Экспертиза при приемке товара вопреки требованиям п.3.16 контракта не проводилась.
В ответ на данный акт 07.04.2021 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлены возражения (исх.NП0704-7) согласно которым ИП Кравцова С.А. не согласилась с отказом в приемке товара.
В материалы обращения ИП Кравцовой С.А. предоставлено письмо представителя производителя товара, поставленного при исполнении контракта ТАЙ-ЧАНГ ИНДАСТРИАЛ КО., Лтд", Корея, согласно которому иглы снабжены выступом-стрелкой и имеют наружную часть, соответствующую требованиям Заказчика.
В материалы также предоставлено письмо ООО Фармацевтическая компания "Медагро", поставщика игл по позиции N4, согласно которому тип иглы Pencil Point относится к атравматическим.
Комиссия также принимает во внимание, что тип иглы был указан Поставщиком при подаче заявки, заявка признана Комиссией соответствующей. При заключении контаркта Заказчиком также не установлено несоответствие предложенного товара требованиям технического задания. Как следует из пояснений Поставщика, перед поставкой товара ИП Кравцова С.А. уточнила у представителя Заказчика, соответствие типа иглы, указанной в спецификации, требованиям Заказчика.
16.04.2021 г. за пределами срока, предусмотренного п. 3.14 контракта Заказчиком принято решение о проведении экспертизы с привлечением экспертной организации АНО "Союзэкспертиза" (заявка-обязательство от 16.04.2021 г. и договор между Заказчиком и экспертной организацией от 29.04.2021 г. приложены в материалы обращения). Уведомлений о продлении срока приемки товара в адрес Поставщика не направлялось.
26.04.2021 г. Заказчик уведомил Поставщика о решении проведения экспертизы, направив на адрес электронной почты индивидуального предпринимателя заявку-обязательство от 16.04.2021 г.
29.04.2021 г. Экспертная организация направила уведомление о допустимости участия сторон в проведении экспертизы.
29.04.2021 г. Поставщиком получено приглашение на проведение экспертизы поставленного товара, назначенное на 11.05.2021 г. Согласно пояснениям индивидуального предпринимателя данное приглашение не оформлено официально, лицо, направившее приглашение не подтвердило полномочий на приемку товара и проведение такой экспертизы.
Поскольку Заказчиком нарушены сроки приемки товара, проведения экспертизы Поставщиком в адрес Заказчика 03.05.2021 г. направлена претензия с требованием принять товар или направить мотивированный отказ в приемке, соответствующий требованиям контракта.
17.05.2021 г. экспертной организацией составлено экспертное заключение NГН-03, согласно которому часть товара не соответствует требованиям Заказчика.
Данное заключение направлено в адрес Поставщика только 03.06.2021 г. в дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ИП Кравцова С.А. пояснила, что Поставщиком проведена экспертиза заключения ГП-03 от 17.05.2021 г. с привлечением экспертной организации "Межрегиональный центр "Спектрэкспертиза". Согласно заключению эксперта от 23.07.2021 г., заключение ГП-03 от 17.05.2021 г. составлено с нарушениями, не соответствует требованиям законодательства, эксперт не обладает соответствующей квалификацией.
Антимонопольный орган приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно соответствия поставленного товара требованиям Технчиеского задания и последующего принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссии не представляется возможным сделать однозначный вывод о несоответствии поставленного индивидуальным предпринимателем товара требованиям Технического задания.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном процессуальным законодательством порядке.
Комиссия отмечает, что из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, учитывая тот факт, что индивидуальным предпринимателем предпринимались попытки исполнить контракт надлежащим образом, с учетом отсутствия неоспоримых доказательств несоответствия товара установленным требованиям, с учетом приемки части товара, пришла к выводу о том, что сведения об ИП Кравцовой С.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Кравцовой С.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушения ч.13 ст.95 Закона о закупках.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 июля 2021 г. N РНП-59-311
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022