Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующий Комиссии - Белова А.А., заместитель руководителя Управления
члены комиссии:
- Журавлев М.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Новикова А.А., специалист 1 разряда финансово-административного отдела,
в отсутствие представителей сторон (извещены надлежащим образом)
рассмотрев обращение Министерства социального развития Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Какаркине Александре Валерьевиче в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по информационной поддержке мероприятий программы (проведение информационной кампании, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам) (изв. N 0156200004921000008),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200004921000008 Заказчиком проводился запрос котировой в электронной форме на оказание услуг по информационной поддержке мероприятий программы (проведение информационной кампании, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам). Начальная (максимальная) цена контракта - 100 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
24.03.2021 г. между Заказчиком и ИП Какаркиным Александром Валерьевичем (далее - Подрядчик) заключен контракт оказание услуг по информационной поддержке мероприятий программы (проведение информационной кампании, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам) (далее - Контракт) на 98 998,00 рублей.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 16.12.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 6 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать услуги по информационной поддержке мероприятий программы (проведение информационной кампании, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам) (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем оказываемых услуг, требования к качеству и порядку оказания услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок оказания услуг: с момента заключения Контракта до 10 декабря 2021 г.
1.4. Место оказания услуг согласно Техническому заданию.
1.5. Идентификационный код закупки: 212590229064259020100100210010000244.
1.6. Источник финансирования: бюджет Пермского края.
3.1. Стороны из числа своих работников определяют ответственных лиц, осуществляющих организационное и техническое взаимодействие между Сторонами.
3.2. Исполнитель в срок до 15.12.2021 г. предоставляет Заказчику содержательный отчет, счет, счет-фактуру (при наличии),а также подписанный Исполнителем акт сдачи-приемки оказанных услуг в 2х экземплярах (далее - документ о приемке).
3.3. Приемка оказанных услуг осуществляется Заказчиком путем подписания документа о приемке , в течение 5 рабочих дней ,либо в те же сроки Заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
3.4. Для проверки услуг, оказанных Исполнителем, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
3.5. Для проведения экспертизы эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Заказчика и Исполнителя дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта и отдельным этапам исполнения Контракта. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения. В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке оказанных услуг, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
3.6. В случае привлечения Заказчиком для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке оказанных услуг, предусмотренных Контрактом, Заказчик (приемочная комиссия) должен учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
3.7. Заказчик вправе не отказывать в приемке услуг, предусмотренных Контрактом, в случае выявления несоответствия услуг условиям Контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке оказанных услуг и устранено Исполнителем.
3.8. В случае получения мотивированного отказа от приемки услуг Исполнитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа исправить и вновь представить на рассмотрение Заказчику документы, предусмотренные настоящим разделом Контракта.
3.9. Услуги, предусмотренные Контрактом, считаются оказанными с даты подписания Сторонами документа о приемке.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков;
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками оказания услуг;-
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль оказания услуг, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность;
4.1.4. Требовать от Исполнителя своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в Контракте);
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы оказанных
услуг;
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты услуг, не соответствующих условиям Контракта;
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Осуществлять приемку оказанных услуг в соответствии с настоящим Контрактом;
4.2.2. Оплачивать принятые услуги по Контракту в соответствии с настоящим Контрактом;
4.2.3. Оказывать содействие Исполнителю по вопросам, имеющим отношение к исполнению настоящего Контракта и не требующим дополнительных материальных затрат;
4.2.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4.2.5. Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Контрактом;
4.3. Исполнитель вправе:
4.3.1. Требовать своевременной приемки Заказчиком услуг, оказанных Исполнителем по настоящему Контракту;
4.3.2. Требовать своевременной оплаты принятых Заказчиком услуг;
4.4. Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказания услуги, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в т.ч. документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом;
4.4.2. Предоставлять Заказчику по его требованию в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта;
4.4.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
4.4.4. Представить Заказчику сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения;
4.4.5. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков услуг в течение 5 рабочих дней.
6.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
6.4.1. нарушение порядка оказания услуг.
6.4.2. нарушение срока оказания услуг по причинам, не зависящим от Заказчика;
6.4.3. оказание некачественных услуг;
6.4.4. невыполнение требования Заказчика об устранении выявленных нарушений в установленный срок более 1 раза.
Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) установлено:
4.1. Срок оказания услуг - с момента подписания Контракта до 10 декабря 2021 года.
4.2. Срок сдачи акта сдачи-приемки оказанных услуг - до 15 декабря 2021 года.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, пояснений Заказчика, следует, что 24.03.2021 Министерством социального развития Пермского края был заключен контракт на оказание услуг по информационной поддержке мероприятий программы (проведение информационной кампании, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам). В связи с неисполнением Исполнителем своих обязательств 16.12.2021 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
16.12.2021 решение об одностороннем отказе направлено Исполнителю посредством почтового отправления.
22.12.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС. Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе. В действиях Заказчика содержатся признаки правонарушения, предусмотренного частью ч. 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
21.12.2021 Заказчиком получено подтверждение получения уведомления об одностороннем отказе Подрядчиком.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ч. 14 ст. 95 Закона о закупках указано, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 10.01.2022 г.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Обращение о включении Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков направлено 12.01.2022 г.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что Подрядчиком нарушены условия исполнения Контракта на основании следующего.
Комиссией установлено, что Заказчиком в адрес Исполнителя направлялись письма об исполнении контракта:
- от 27.07.2021 N 33-01-291;
- от 08.09.2021 N 33-01-312;
- от 27.09.2021 N 33-01-322;
- от 13.10.2021 N 33-01-332;
- от 01.11.2021 N 33-01-336;
Вместе с тем, от Исполнителя поступил лишь один ответ на запрос N 19/08-21 от 03.08.2021 г., согласно которому обязательства по Контракту исполняются в установленные порядок и срок, а также проведении 12.08.2021 года выезда руководителя к представителю Заказчика для обсуждения вопросов исполнения Контракта.
Исполнителем не предоставлено доказательств невозможности исполнения Контракта. Доказательств, свидетельствующих о добросовестности Исполнителя, также не предоставлено.
Согласно данным из единой информационной системы, стоимость исполненных Подрядчиком обязательств составляет 29 699,40 рублей. Это подтверждается платежным поручением N 298038 от 09.04.2021 г. При этом цена Контракта составляет 98 998,00 рублей.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В рассматриваемом случае виновные действия Исполнителя не позволили удовлетворить муниципальную нужду, связанную с оказанием услуг по информационной поддержке мероприятий программы (проведение информационной кампании, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом социальной значимости объекта, пришла к выводу о том, что бездействие общества свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ИП Какаркине Александре Валерьевиче (614503, Пермский край, Пермский район, пос. Сылва, Заводской переулок, д 9, кв 60, ИНН 594809244880) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведения об ИП Какаркине Александре Валерьевиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Датой исключения сведений об ИП Какаркине Александре Валерьевиче из реестра недобросовестных поставщиков считать 24.01.2024 г.
4. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-20 от 19.01.2022 г. на 1 л.
5. Признать в действиях заказчика признаки нарушения части 12 статьи 95 Закона о закупках.
6. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-20 от 19.01.2022 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.01.2022 |
13.01.2022 |
12.01.2022 |
- |
12.01.2022 |
19.01.2022 |
19.01.2022 |
- |
24.01.2022 |
24.01.2022 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 января 2022 г. N РНП-59-20
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022