Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Аква-Плюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУ ПК "Управление дорожного проектирования" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Пермь - Березники", участок км 46 - км 58" (изв.N 0156200009921000930),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000930 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Пермь - Березники", участок км 46 - км 58".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.10.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 34 883 657,04 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 17.01.2022 г.
Заявитель полагает, Заявитель полагает, что установленный Заказчиком, Уполномоченным органом критерии оценки заявок не соответствует требованиям Закона о закупках.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно подп. "б" п. 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик наряду со стоимостными критериями устанавливает в документации о закупке характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, в частности, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению (далее - Приложение).
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Согласно п. 5 раздела 8 информационной карты конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в приложении N 1 "Порядок и критерии оценки заявок на участие в конкурсе" к конкурсной документации.
Так, критерием, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников конкурса" (значимость критерия - 40%), содержащий показатели "Наличие у участника конкурса специалистов определенного уровня квалификации", коэффициент значимости которого равен 0,2, показатель "Наличие у участника конкурса опыта работ сопоставимого характера и объема с предметом настоящего конкурса" коэффициент значимости которого равен 0,8.
По показателю "Наличие у участника конкурса опыта работ сопоставимого характера и объема с предметом настоящего конкурса" оценивается следующее:
Предмет оценки - наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого* характера и объема с предметом настоящего конкурса.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие у участника конкурса опыта работ сопоставимого* характера и объема с предметом настоящего конкурса.
* Работами сопоставимого характера и объема с предметом настоящего конкурса для оценки по данному показателю считаются:
работы (услуги) выполненные (оказанные) в период с 01 октября 2016 года по дату подачи заявки, по разработке проектной и (или) проектно-сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы (контракты (договоры) на разработку только рабочей документации не учитываются):
на строительство, и (или) реконструкцию автомобильных дорог I - II категории с общим числом основных полос движения в двух направлениях не менее 4 и наличием разделительной полосы и (или) искусственных сооружений и (или) транспортных развязок на них**
и/или
на строительство, и (или) реконструкцию магистральных улиц (категории не ниже общегородского значения регулируемого движения, с общим числом основных полос движения в двух направлениях не менее 4 и наличием разделительной полосы) и (или) искусственных сооружений и (или) транспортных развязок на них**
** данные работы (услуги) должны быть поименованы в предмете контракта (договора), техническом задании или положительном заключении государственной экспертизы.
Документами***, подтверждающими наличие опыта работ сопоставимого* характера и объема с предметом настоящего конкурса, являются в совокупности:
1. копии заключенных и исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого* характера и объема с предметом настоящего конкурса;
2. копии актов приемки выполненных работ (оказанных услуг), подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ (оказания услуг), указанную в контракте (договоре);
3. копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включающего раздел о результатах проверки достоверности определения сметной стоимости по контракту (договору) в полном объеме
и/или
копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости по контракту (договору), выданного уполномоченным органом на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в полном объеме.
*** Все документы должны быть представлены участником конкурса в составе заявки в полном объёме.
В силу ч. 1 ст. 110.2 Закона о закупках контракт, предметом которого являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения работ по указанному контракту исключительные права на результаты таких работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.
Согласно ч. 3 ст. 110.2 Закона о закупках результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В соответствии с п. 5.1 ч. 1 ст. 6 Градостроительного кодекса к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в ст. 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов
Согласно п. 2 ч. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственной экспертизе подлежит проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации для объектов, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
В силу ч. 4.2 ст. 49 Градостроительного кодекса государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 49 Закона о закупках результатом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Как указал Заказчик в письменных пояснениях деятельность ГБУ ПК "Управление дорожного проектирования" осуществляется на основании государственного задания, конкретизация которого была произведена путем выдачи Заказчику Заданий на разработку проектной и рабочей документации, после приемки работ правообладателем всех прав на результат выполненных работ становится субъект РФ - Пермский край, что также отражено в проекте контракта. Объект закупки - разработка проектной документации на разработку проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Пермь - Березники", участок км 46 - км 58" с получением заключения государственной экспертизы, основание для проектирования - Адресная инвестиционная программа Пермского края утвержденная постановлением Правительства Пермского края, заказчик - Государственное бюджетное учреждение Пермского края, застройщик - Краевое государственное бюджетное учреждение Пермского края, финансирование объекта закупки осуществляется за счет средств Бюджета Пермского края, поэтому с учетом комплекса условий и требований обуславливающих рассматриваемую закупку, заказчиком установлено условие о наличии у участников закупки опыта сопоставимого характера и объема: разработка проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы (контракты(договоры).
Комиссия отмечает, что в соответствии с Правилами оценки заявок, Законом о закупках Заказчик наделен правом самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.
Установленные в конкурсной документации критерии и их показатели были выбраны Заказчиком, Уполномоченным органом исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика, с учетом вида объекта закупки. Также, учитывая особенности правового режима Заказчика, определяемого гражданским законодательством, имущество, реконструируемое по государственному контракту становится собственностью Российской Федерации, из чего следует, что проектная документация по объекту закупки в соответствии с положениями ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ, п. 5.1. ч. 1 ст. 6 ГрК РФ подлежит обязательной государственной экспертизе. Кроме того, финансирование контракта осуществляется за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, проведение государственной экспертизы проектной документации в рассматриваемом случае будет являться обязательным, следовательно, результатом выполненных работ по контракту будет являться проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы.
Кроме того, установленные заказчиком, в конкурсной документации оспариваемые критерии оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, и направлены на определение победителя конкурса, наиболее соответствующего потребностям Заказчика, что свидетельствует об отсутствии нарушения положений Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аква-Плюс" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги "Пермь - Березники", участок км 46 - км 58" (изв.N 0156200009921000930) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 января 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022