рассмотрев обращение ГКУ ПК "УКС Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Строй-Эксперт" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг авторского надзора за выполнением работ по строительству объекта "строительство нового учебного корпуса и реставрация с приспособлением для современного использования главного учебного корпуса КГАПОУ "Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова": 1 этап, 2 этап", 1 этап - строительство нового учебного корпуса КГАПОУ "Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова" (государственный контракт N 31/ОУ-2021 от 09.09.2021 г.),
УСТАНОВИЛА:
Согласно реестровой записи контракта N 2590229371721000059 способом определения поставщика является закупка у единственного поставщика на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
09.09.2021 г. между Заказчиком и ООО "Строй-Эксперт" (далее - Исполнитель) заключен контракт на оказание услуг авторского надзора за выполнением работ по завершению строительства объекта "Строительство нового учебного корпуса и реставрация с приспособлением для современного использования главного учебного корпуса КГАПОУ "Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова": 1 этап, 2 этап", 1 этап - строительство нового учебного корпуса КГАПОУ "Пермский авиационный техникум имени А.Д. Швецова" на сумму 729 863,38 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 28.10.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 11 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг авторского надзора за выполнением работ по завершению строительства объекта "Строительство нового учебного корпуса и реставрация с приспособлением для современного использования главного учебного корпуса КГАПОУ "Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова": 1 этап, 2 этап", 1 этап - строительство нового учебного корпуса КГАПОУ "Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова". Строительство Объекта осуществляется на основании проектно-сметной документации (шифр проекта 34/2017-ПИР).
1.2. Строительство Объекта осуществляет Общество с ограниченной ответственностью "РСС Инжиниринг" (далее - "Подрядчик"), в рамках государственного контракта от 23.12.2020 N 17/СМР-2020, номер реестровой записи 2590229371720000073 (далее - Контракт СМР).
Планируемый срок окончания выполнения работ по строительству Объекта: 27 августа 2022 года.
1.3. Исполнитель осуществляет оказание услуг, предусмотренных в пункте 1.1, Контракта, согласно Техническому заданию на оказание услуг (приложение N 1 к Контракту), требованиям СП 11-110-99, СП 246.1325800.2016, Гражданского и Градостроительного кодексов РФ, а также согласно требованиям, предусмотренным условиям и Контракта.
3.1. Заказчик обязан:
3.1.1. принимать и оплачивать оказанные Исполнителем надлежащим образом услуги в порядке и па условиях, предусмотренных Контрактом;
3.1.2. в течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления к Заказчику документов, подтверждающих объемы выполненных работ по строительству Объекта, направить в адрес Исполнителя информацию о видах и стоимости работ, представленных Заказчику к приемке и оплате в рамках контракта СМР;
3.1.3. осуществлять иные обязанности, предусмотренные Законодательством РФ.
3.2. Заказчик вправе:
3.2.1. в любое время проверить ход и качество выполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, не вмешиваясь при этом в его производственную деятельность;
3.2.2. иные права, предоставленные Заказчику действующим законодательством.
3.3. Исполнитель обязан:
3.3.1. своевременно и надлежащим образом оказывать услуги по Контракту в полном соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему;
3.3.2. в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения Контракта передать Заказчику приказ о назначении лиц, осуществляющих, авторский надзор за строительством Объекта, приказ о назначении руководителя авторского надзора, имеющего право действовать от имени Исполнителя;
3.3.3. в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения Контракта разработать и передать Заказчику на утверждение план-график посещений Объекта (далее - "План-график"), При разработке плана-графика, Исполнитель должен учитывать требование Заказчика о том, что посещение Объекта Исполнителем должно осуществляться не реже одного раза в две недели;
3.3.4. в случае возникновения необходимости непредусмотренного Планом-графиком посещения Исполнителем Объекта, обеспечить присутствие своих сотрудников на Объекте в указанные Заказчиком сроки;
3.3.5. по окончании строительства составить сводный отчет по результатам посещения Объекта, в котором конкретизируется деятельность Исполнителя, проведенная им в ходе исполнения Контракта, указываются выявленные дефекты, отклонения от проектной документации, отклонения от установленной технологии проведения строительно-монтажных работ, дается оценка выявленных дефектов и указываются причины их появления и сроки устранения (далее - "Отчет").
3.3.6. обеспечить своевременную подготовку и представление Заказчику в полном объеме документов, необходимых для осуществления оплаты оказанных услуг по Контракту: акты об оказании услуг, счета на оплату. При отсутствии в полном объеме указанных в настоящем пункте документов Заказчик вправе не производить оплату, без применения к нему каких-либо мер ответственности в связи с просрочкой Исполнителем, до предоставления последним полного пакета документов;
3.3.7. в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения информации, представленной Заказчиком согласно пункту 3.1.2. Контракта, направить в адрес Заказчика подтверждение об отсутствии у Исполнителя замечаний к качеству выполненных и представленных к приемке работ;
3.3. В. приобрести и обеспечить заполнение журнала авторского надзора за строительством по форме, установленной Приложением "А" к СП 11-110-99;
3.3.9. участвовать в освидетельствовании работ, скрываемых последующими работами и конструкциями, от которых зависит прочность и устойчивость возводимого Объекта;
3.3.10. вносить предложения о снижении стоимости работ по строительству Объекта, улучшения качества и сокращении продолжительности строительства, совершенствовании технологии производства строительных работ; рассматривать предложения по указанным вопросам и по соглашению с Заказчиком и Подрядчиком вносить в установленном порядке дополнения и изменения в проектно- сметную и/или рабочую документации, осуществлять иные обязанности, предусмотренные Законодательством РФ;
3.3.11. в случае возникновения необходимости корректировки ПОД, в связи с выявленными в ней дефектами, безвозмездно внести изменения в проектную документацию в порядке, предусмотренном п.3.8. - 3.11. ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ, с соответствующей корректировкой рабочей документации;
3.3.12. осуществлять иные обязанности, предусмотренные Законодательством РФ.
3.4. Исполнитель вправе:
3.4.1. требовать своевременной оплаты услуг, оказанных надлежащим образом, в полном объеме, согласно условиям Контракта;
3.4.2. привлекать соисполнителей, научных консультантов;
3.4.3. иные права, предоставленные Исполнителю действующим законодательством.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
11.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
11.4.1. неоднократное допущение нарушений условий Контракта;
11.4.2. иные обстоятельства, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что строительство объекта - новый учебный корпус КГАПОУ "Пермский авиационный техникум им, А.Д. Швецова" осуществляет ООО "РСС Инжиниринг" (далее Подрядчик), в рамках государственного контракта от 23 декабря 2020 года N 17/СМР-2020. По условиям Контракта Исполнитель принял на себя обязательства осуществлять авторский надзор с момента заключения Контракта до ввода объекта в эксплуатацию. 14.09.2021 г., в соответствии с пунктом 3.3.3. Контракта Исполнитель был обязан предоставить Заказчику на утверждение план-график посещений объекта, однако график предоставлен не был. В ходе выполнения работ по Контракту Подрядчик обратился в адрес Заказчика с письмами в адрес Исполнителя от 11.10.2021 г. N 1148 и от 19.10.2021 г. N 1178 с предупреждением об остановке работ на объекте по причине наличия в проектно-сметной документации ошибок, пропусков, несоответствий и иных недостатков не позволяющих выполнить строительно-монтажные работы качественно и своевременно, в свою очередь Заказчик так же обратился в адрес Исполнителя письмом от 03.11.2021 г. N СЭД- 09-02-4049 с требованием об обеспечении должного качества авторского надзора на площадке строительства объекта. 26.11.2021 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия N СЭД-04-02-4360 о не предоставлении плана-графика на утверждение Заказчика.
В связи с неоднократными нарушениями условий контракта Исполнителем, 01.12.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 02.12.2021 г. указанное решение размещено в ЕИС в разделе "Дополнительная информация к контракту" и направлено в адрес Исполнителя почтовой связью.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ч. 14 ст. 95 Закона о закупках указано, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 103 Закона о закупках в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
23.12.2021 г. Заказчику стало известно о вручении Исполнителю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение об одностороннем отказе вступило в силу 10.01.2022 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.10.2021 г. N СЭД-04-02-3953 по контракту (реестровая запись N 2590229371719000109), согласно которому подрядчиком по контракту является ООО "ГК Строй-Эксперт". Таким образом, размещенное Заказчиком решение об одностороннем отказе не соответствует реестровой записи контракта N 2590229371721000059.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 103 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Исполнителя пояснил, что при исполнении контракта Исполнителем не были допущены существенные нарушения условий контракта. Нарушение Исполнителя, выразившееся в не предоставлении Заказчику на утверждение плана-графика посещения объекта, не является существенным, поскольку не влияет на фактическое исполнение обязательств по Контракту. Надлежащее оказание услуг подтверждается регулярным посещением объекта с периодичностью, превышающей в 2 (два) раза. Как указал Исполнитель, на дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе, в журнале авторского надзора в графе N 2 "Выявленные отступления от проектной документации" имеются соответствующие записи о посещении объекта представителем авторского надзора Басова Н.М. (от 04.10.21г., 06.10.21г., 11.10.21г., 18.10.21г., 25.10.21г., 01.11.21г., 08.11.21г., 15.11.21г., 22.11.21г., 29.11.21г.). Также, как пояснил представитель Исполнителя в регламентированный срок был оплачен назначенный Заявителем штраф и направил план-график посещения Объекта. В ответ на предоставленный Исполнителем план-график Заказчик 13.12.2021 г. исх. N СЭД-09-02-4584 направил требование устранить технические замечания и предоставить откорректированный план-график повторно. Во исполнение требований Заказчика, откорректированный план-график направлен на согласование повторно 14.12.2021 г. исх.N 1475. Представитель Исполнителя также обратил внимание Комиссии, что указанные в письмах Заказчика обязанности Исполнителя по контракту не соответствуют действительности, поскольку в обязанности Исполнителя не входит контроль наличия и полноты документации для производства работ на Объекте, информирование Заказчика о невозможности производства работ на Объекте по причине отсутствия документации со штампом "в производство работ"
Ознакомившись с пояснениями сторон, на основании указанного выше, антимонопольный орган отмечает, что оснований для включения сведений о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, Комиссия принято во внимание, что допущенные Исполнителем нарушения условий контракта не являются существенными. Исходя из приставленных Исполнителем замечания Заказчика устранялись, в частности, Исполнителем составлялся план-график осмотра объекта.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Исполнителем действий в целях его исполнения. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Исполнителем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что обществом не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Строй-Эксперт" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Строй-Эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 103 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 января 2021 г. N РНП-59-022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022