рассмотрев обращение ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии им. С.Г. Суханова" министерства здравоохранения РФ (г. Пермь) (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Репьевой Е.С. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку медицинских расходных материалов (изв.N 0356100029521000085),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100029521000085 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку медицинских расходных материалов. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 934 813,16 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
11.06.2021 г. между Заказчиком и ИП Репьевой Е.С. (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку медицинских расходных материалов на сумму 1 545 524,43 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 16.11.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 12 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку расходных медицинских материалов (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
1.2. Номенклатура Товара и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
1.3. Поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства в сроки, определенные пунктом 5.1 Контракта в следующем порядке:
Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу: 614013, Российская Федерация, Пермский край, г. Пермь, микрорайон "Камская долина", ул. Маршала Жукова, д.35 (аптечный склад) (далее - Место доставки).
3.1. Поставщик обязан:
3.1.1. поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
3.1.2. представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта;
3.1.3. незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта;
3.1.4. устранять своими силами и за свой счет допущенные недостатки при поставке Товара;
3.1.5. привлечь к исполнению Контракта соисполнителей в объеме -% от цены Контракта (не менее 5 %) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - соисполнители);
В случае привлечения к исполнению Контракта соисполнителей, в Контракт должны быть включены подпункты 3.1.6 - 3.1.11:
3.1.6. в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора
с соисполнителем представить Заказчику:
а) декларацию о принадлежности соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с соисполнителем, заверенную Поставщиком;
3.1.7. в случае замены соисполнителя на этапе исполнения Контракта на другого соисполнителя представлять Заказчику документы, указанные в подпункте 3.1.6 Контракта, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым соисполнителем;
3.1.8. в течение 10 рабочих дней со дня оплаты Поставщиком выполненных обязательств по договору с соисполнителем представлять Заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке поставленного Товара, который является предметом договора, заключенного между Поставщиком
и привлеченным им соисполнителем;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств Поставщиком соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между Поставщиком и привлеченным им соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств
до срока оплаты поставленного Товара, предусмотренного Контрактом, заключенным с Заказчиком (в ином случае указанный документ представляется Заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты Поставщиком обязательств, выполненных соисполнителем);
3.1.9. оплачивать поставленный соисполнителем Товар, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким соисполнителем,
в течение 15 рабочих дней с даты подписания Поставщиком документа
о приемке Товара, отдельных этапов исполнения договора;
3.1.10. предоставлять информацию в срок, указанный в подпункте 3.1.6 настоящего Контракта, обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Поставщиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены Контракта;
3.1.11. выполнять свои обязательства по привлечению к исполнению Контракта соисполнителей, предусмотренные положениями Контракта.
3.2. Поставщик вправе:
3.2.1. требовать от Заказчика приемки поставленного Товара в Месте доставки;
3.2.2. требовать от Заказчика предоставления имеющейся у него информации, необходимой для исполнения обязательств по Контракту;
3.2.3. требовать от Заказчика своевременной оплаты поставленного Товара в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
3.3. Заказчик обязан:
3.3.1. предоставлять Поставщику всю имеющуюся у него информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта и необходимые для исполнения Поставщиком обязательств по Контракту;
3.3.2. своевременно принять и оплатить поставленный Товар.
3.4. Заказчик вправе:
3.4.1. требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом;
3.4.2. запрашивать у Поставщика информацию об исполнении им обязательств по Контракту;
3.4.3. проверять в любое время ход исполнения Поставщиком обязательств по Контракту, в том числе осуществлять контроль сроков поставки Товара в соответствии с условиями Контракта;
3.4.4. осуществлять выборочную проверку качества поставляемого Товара, в том числе после приемки Товара;
3.4.5. требовать от Поставщика устранения недостатков, допущенных при исполнении Контракта, за его счет;
3.4.6. отказаться от приемки Товара, не соответствующего условиям Контракта, и потребовать безвозмездного устранения недостатков;
3.4.7. привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного Товара и для проверки соответствия исполнения Поставщиком обязательств по Контракту требованиям, установленным Контрактом.
5.1. Сроки поставки товара по заявке заказчика с момента заключения настоящего Контракта и до 16 декабря 2021 года.
Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, партиями в объеме и ассортименте по заявке заказчика в течение 5 рабочих дней с момента передачи заявки в рабочие дни с 08:00 до 16:00 (местного времени Заказчика). Заказчик самостоятельно определяет объем выбора Товара по заявке.
Заявка может быть передана представителем Заказчика до 16 декабря 2021 года (включительно) по телефонам Поставщика (тел. +7(913)-274 83 23) в рабочие дни с 08:00 до 17:00 (местного времени Заказчика) в письменной (в том числе посредством факсимильной связи либо электронной почты: iprepevaes@list.ru) с перечислением необходимого для поставки наименования товара, объема и ассортимента товара.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров (ч. 2 ст. 523 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
12.4. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе;
12.7. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что согласно п. 1.3 Контракта поставка товара осуществляется Поставщиком по заявкам Заказчика. Как указал Заказчик 22.06.2021 г., 10.08.2021 г., 27.10.2021 г в адрес Поставщика направлялись заявки на поставку товара. Вместе с тем, часть товара была поставлена с нарушением срока, часть товара не была поставлена.
На основании указанного выше, 16.11.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день указанное решение было размещено в ЕИС. 17.11.2021 г. указанное решение направлено в адрес Поставщика посредством почтовой связи.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ч. 14 ст. 95 Закона о закупках указано, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как указал Заказчик 12.01.2021 г. Заказчику стало известно о об отсутствии Поставщика по адресу, указанному в контракте.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 25.01.2022 г.
Вместе с тем, в ЕИС контракт переведен Заказчиком в статус "Исполнение прекращено", то есть расторгнут 18.01.2022 г.
Согласно ч. 4 ст.104 Закона о закупках в случае, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В свою очередь, Комиссией установлено, что информация об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена в адрес Пермского УФАС России 14.01.2022 г., до вступления решения в силу.
Таким образом, поскольку Заказчиком нарушена процедура расторжения контракта в части несоблюдения срока на вступление в силу решения об одностороннем отказе, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В письменных пояснения, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Поставщик пояснил, что неисполнение контракта связано со сменой держателя регистрационного удостоверения N ФСЗ 2010/06764 от 01 июля 2013 года. Уполномоченным представителем и эксклюзивным завозчиком товара, являющегося предметом государственного контракта, стало ООО "АСП Рус". Так, в адрес Поставщика поступило официальное письмо ООО "АСП Рус" N 280721-1-М от 28.07.2021 г. о том, что товар в достаточном количестве имелся на складе. При этом, следующая поставка товара значилась не ранее середины октября 2021 года. При исполнении заявки Заказчика от 27.10.2021, Поставщик обратились к своему поставщику - ООО "КСМ-Мед", согласно ответу которого позиция "Бустеры со стерилизующим агентом" имеются с остаточным сроком годности (5 месяцев) в количестве 13 штук. 10.09.2021 Поставщик отправил на электронную почту Заказчика письмо, в котором сообщил, что исполнить заявку возможно частично, просил согласовать поставку товара с остаточными сроками годности. Вместе с тем, Заказчик не согласовал поставку на данных условиях. 08.11.2021 ООО "АСП Рус" сообщило, что потенциальные дистрибьюторы продукции Advanced Sterilization Products Inc должны предоставить в ООО "АСП Рус" пакет документов с целью прохождения процедуры проверки благонадежности контрагента. Как указал представитель Поставщика, до окончания срока действия контракта процедура проверки благонадежности контрагента пройдена не была, осуществить поставку Товара не представлялось возможным. Также, Поставщик указал, что обращался иным дистрибьюторам требуемых к поставке товаров, в частности, в ООО "Алкомед" и ООО "Никс", которые ранее являлись дистрибьюторами товара. Согласно ответам дистрибьюторов, осуществить поставку товара невозможно. При обращении к иным дистрибьюторам по телефону, осуществить приобретение Товара не представилось возможным.
На основании указанного выше, антимонопольный орган отмечает, что оснований для включения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, Комиссией принято во внимание, что Поставщиком предпринимались попытки приобрести у иных дистрибьюторов товар, который необходимо было поставить Заказчику. Также, согласно документам, размещенным в реестровой записи контракта N 1590229378821000121, в частности, товарным накладным N 48 от 28.07.2021 г., N 85 от 25.08.2021 г., N 98 от 06.09.2021 г. Поставщиком осуществлена поставка товара на общую сумму 856 609,26 руб.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Поставщиком действий в целях его исполнения. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Поставщиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что индивидуальным предпринимателем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Репьевой Е.С. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Репьевой Е.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 января 2022 г. N РНП-59-028
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2022