Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - врио заместителя руководителя управления А.А. Кириллова, члены Комиссии - ведущий специалист - эксперт А.П. Безруких, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика - Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Оказание охранных услуг по обеспечению охраны объектов, сохранности имущества Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - конкурс), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0219100000121000327, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Илир-24" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, номер извещения 0219100000121000327.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 8 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
В назначенное время к интернет-видеоконференции подключился представитель заказчика (на основании доверенности). Податель жалобы своего представителя на рассмотрение жалобы по существу не направил.
Согласно доводам жалобы заказчик не включил, в документацию положения о возможности подтверждения участниками закупки своих полномочий на осуществление частной охранной деятельности выпиской из реестра лицензий на частную охранную деятельность.
Заказчиком было направлено письменное возражение по доводам жалобы, в которых представитель заказчика указал, что 17.01.2022 в конкурсную документацию были внесены изменения и участникам закупки предоставлена возможность предоставить в составе заявки копию лицензии на частную охранную деятельность, а также предоставить выписку из реестра лицензий на частную охранную деятельность.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Оказание охранных услуг по обеспечению охраны объектов, сохранности имущества Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации" (номер извещения 0219100000121000327 от 24.12.2021).
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Как указано в пункте 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных копий документов предусмотрено конкурсной документацией. При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром. Документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из анализа конкурсной документации следует, что заказчиком в пункте 19 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме" информационной карты, требование к составу второй части заявки, которая должна содержать следующие документы и сведения: "Лицензию на осуществление частной охранной деятельности с перечнем разрешенных видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третий статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", или копии документов".
В пункте 20 "Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме" Информационной карты - наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности с перечнем разрешенных видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третий статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Согласно пункта 32 части 1 статьи 12 Закона РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 11 Закона N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", частной охранной деятельностью могут заниматься только такие организации, которые были специально учреждены для их выполнения и которые имеют лицензию, выданную органами внутренних дел.
В соответствии со статьей 3 Закона N 2487-1 выделяются 7 видов охранных услуг. Для каждого из них установлены дополнительные лицензионные требования, которые изложены в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Вместе с тем, с 01.01.2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), согласно которым с указанной даты наличие у хозяйствующего субъекта лицензии подтверждается записью в реестре лицензий, лицензия лицензиату в виде документа на бумажном носителе не выдается, в подтверждение наличия лицензии выдается выписка из соответствующего реестра лицензий.
Возможность предоставления в составе заявки выписки из реестра лицензий участнику закупки закупочной документацией не предоставляется. В связи с этим, установив в закупочной документации возможность подтверждения соответствия требованиям действующего законодательства только предоставлением копии лицензии, заказчик нарушил требования положений Закона о контрактной системе. Установив требование о возможности подтвердить свое соответствие документации только путем предоставления копии лицензии, нарушают права потенциального участника (имеющего выписку из реестра лицензий), отвечающего требованиям аукционной документации в части правоспособности оказывать данные услуги, принять участие в электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, довод подателя жалобы является обоснованным.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях заказчика присутствуют нарушения требований части 1 статьи 31, части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Однако, Комиссия Красноярского УФАС России обращает внимание на следующее. В части 6 статьи 54.3 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются.
Согласно информации размещенной в единой информационной системе заказчик 17.01.2022 разместил извещение о внесении изменений в конкурсной документации согласно которым участник закупки должен предоставить документы, которые должны быть представлены участником открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: копии лицензии на осуществление частной охранной деятельности с перечнем разрешенных видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третий статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и/или выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа по утверждённой форме, и/или копию выписки из реестра лицензий на бумажном носителе по утверждённой форме.
Также в изменениях конкурсной документации указано, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать лицензию на осуществление частной охранной деятельности с перечнем разрешенных видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третий статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", или копии документов и/или выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа по утверждённой форме, и/или копию выписки из реестра лицензий на бумажном носителе по утверждённой форме.
На основании выше изложенного комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдавать предписание, так как заказчиком уже внесены изменения в конкурсную документацию и выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир-24" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 31, части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Предписание заказчику не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии А.П. Безруких
А.В. Меньшикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 января 2022 г. N 024/06/105-63/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022