Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - А.А. Кириллова, Врио заместителя руководителя управления, членов Комиссии - ведущего специалиста-эксперта П.М. Зинкеев, специалиста-эксперта Т.О. Аугустан (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир-24" на действия заказчика Филиала N6 ГУ-Красноярское РО Фонда Социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного конкурса в открытой форме "Оказание услуг пультовой охраны объектов Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и реагированию на поступивший сигнал "Тревога" посредством систем тревожной и охранно-пожарной сигнализации с материальной ответственностью на период (с 08:00 часов 01.03.2022 до 08:00 часов 01.03.2023)" (далее - открытый конкурс в электронной форме), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0219100000121000343, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир-24" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного конкурса в открытой форме, номер извещения 0219100000121000343.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованию части 4 статьи 105 указанного закона, в связи, с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление (исх.N473 от 18.01.2022) о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
В назначенное время к интернет-видеоконференции подключился представитель подателя жалобы К.О. Малахов, надлежащим образом подтвердивший свои полномочия.
Согласно доводам жалобы заказчик не включил в документацию положения о возможности подтверждения участниками закупки своих полномочий на осуществление частной охранной деятельности выпиской из реестра лицензий на частную охранную деятельность.
До начала рассмотрения жалобы по существу от заказчика в Красноярское УФАС России поступило пояснение, в котором последний признал жалобу обоснованной.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного конкурса в открытой форме "Оказание услуг пультовой охраны объектов Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и реагированию на поступивший сигнал "Тревога" посредством систем тревожной и охранно-пожарной сигнализации с материальной ответственностью на период (с 08:00 часов 01.03.2022 до 08:00 часов 01.03.2023)", номер извещения 0219100000121000343.
Деятельность частных охранных организаций в РФ регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон). В соответствии со статьей 11.2 Закона предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Лицензия содержит вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат, на основании открытых сведений, размещенных в реестре лицензий на осуществление частной охранной деятельности на сайте Федеральной службы войск национально гвардии Российской Федерации. Положение о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 устанавливает порядок лицензирования частной детективной деятельности. В соответствии с пунктом 11 которого в случае принятия лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии, о переоформлении (об отказе в переоформлении) лицензии, о продлении срока действия (об отказе в продлении срока действия) лицензии, которые оформляются распоряжением лицензирующего органа, запись о принятом лицензирующим органом решении вносится в реестр лицензий в день принятия такого решения. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 (далее - Правила) утверждены Правила формирования и ведения реестра лицензий и Типовая форма выписки из реестра лицензий.
Пунктом 22 Правил установлено, что по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются из реестра лицензий в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
В пункте 23 Правил указано, что сведения, указанные в пункте 22 Правил, предоставляются посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Дополнительно указанные сведения могут предоставляться посредством использования региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы лицензирования отдельных видов деятельности.
Пунктом 25 Правил предусмотрено, что ведение реестра лицензий осуществляется способом, обеспечивающим автоматическое формирование выписок из реестра лицензий. Выписка из реестра лицензий, предоставляемая в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица лицензирующего органа. На выписку из реестра лицензий должен быть нанесен двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с размещенными на ней записями в реестре лицензий, содержащими сведения о предоставленной лицензии. При помощи двухмерного штрихового кода, нанесенного на выписку из реестра лицензий, должно быть обеспечено отображение записей в отношении конкретной лицензии, сведения о которой содержатся в выписке из реестра лицензий, а также может быть реализовано подтверждение актуальности представленной в выписке информации.
Комиссия, проанализировав аукционную документацию, установила следующее.
Из пункта 19 конкурсной документации, следует, что вторая часть заявки на участие в электронном конкурсе в открытой форме должна содержать следующие документы и информацию:
-Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника открытого конкурса в электронной форме или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника открытом конкурсе в электронной форме (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытом конкурсе в электронной форме;
-Декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закон о контрактной системе;
-Лицензию на осуществление частной охранной деятельности с перечнем разрешенных видов услуг: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, или копии документов;
- Документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме.
Согласно части 1,2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствие с пунктом 1 части 4 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Закона РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 11 Закона N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон), частной охранной деятельностью могут заниматься только такие организации, которые были специально учреждены для их выполнения и которые имеют лицензию, выданную органами внутренних дел.
В соответствии со статьей 3 Закона выделяются 7 видов охранных услуг. Для каждого из них установлены дополнительные лицензионные требования, которые изложены в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
С 01.01.2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) согласно которым с указанной даты наличие у хозяйствующего субъекта лицензии подтверждается записью в реестре лицензий, лицензия лицензиату в виде документа на бумажном носителе не выдается, в подтверждение наличия лицензии выдается выписка из соответствующего реестра лицензий.
Как установлено Комиссией, возможность предоставления в составе заявки выписки из реестра лицензий участникам закупки закупочной документацией не предоставляется. В связи с этим, установив в закупочной документации возможность подтверждения соответствия требованиям действующего законодательства только предоставлением копии лицензии, заказчик нарушил требования положений Закона о контрактной системе. Установленное требование о возможности подтвердить свое соответствие конкурсной документации только путем предоставления копии лицензии, нарушают права потенциального участника (имеющего выписку из реестра лицензий), отвечающего требованиям конкурсной документации в части правоспособности оказывать данные услуги, принять участие в электронном конкурсе в открытой форме.
На основании вышеизложенного, довод подателя жалобы является обоснованным.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях заказчика присутствуют нарушения требований части 1 статьи 31, части 4 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Илир-24" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 31, части 4 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменения в документацию о проведении электронного конкурса в открытой форме.
4. Конкурсной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе закупки.
5. Передать материалы по жалобам и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица, заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии П.М. Зинкеев
Т.О. Аугустан
Исп. Аугустан Татьяна Олеговна
(391)211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 января 2022 г. N 024/06/105-76/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022