Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителей ООО "Управление строительства", по доверенности;
- представителей КОГКУ "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре";
рассмотрев материалы КОГКУ "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре" о включении сведений об ООО "Управление строительства" (далее - Подрядчик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
11.01.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от КОГКУ "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Управление строительства" (далее - Подрядчик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 31.05.2021 г. года N 0340200003321003919 на выполнение работ по проектированию проектной документации по объекту "Распределительный газопровод в д. Гостево Кирово-Чепецкого района Кировской области" (извещение N 0340200003321003919).
Рассмотрение назначено на 17.01.2022 г., откладывалось на 18.01.2022 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции от 02.07.2021 г. N 79 (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Приказом Кировского УФАС России N 10 от 23.01.2017 г. "О создании Комиссии по контролю в сфере закупок" полномочия по рассмотрению сведений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков возложены на Комиссию по контролю в сфере закупок.
В силу ч. 7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с тем, что работы Подрядчиком в регламентированные Контрактом сроки не выполнены (срок выполнения работ по 01.12.2021 г.). Заказчик вел с Обществом претензионную работу, однако работы не были выполнены.
В связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств, 29.12.2021 г. Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, направил его по электронной почте, разместил в ЕИС, а также вручил представителю Подрядчика по доверенности.
Представители Подрядчика при рассмотрении материалов РНП указали, что за время действия Контракта были получены необходимые технические условия и справки, что подтверждается представленными в материалы дела письмами. Также были выполнены все виды необходимых инженерных изысканий, составлены и утверждены списки потребителей, согласных на газификацию, получены письменные согласия собственников на прохождение по территории их земельных участков транзитной прокладки газопровода; разработана и передана для организации публичных слушаний в администрацию Поломского сельского поселения документация по планировке территории для размещения линейного объекта.
Сообщили, что 30.12.2021 г. был заключен договор с КОГАУ "Управление госэкспертизы" о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства.
Указали, что указанное выше свидетельствует о добросовестном отношении Подрядчика к выполнению работ по Контракту, при этом пропуск срока выполнения работ произошел вследствие неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Просит не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Заказчика и Подрядчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
22.04.2021 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0340200003321003919 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работы по проектированию проектной документации по объекту "Распределительный газопровод в д. Гостево Кирово-Чепецкого района Кировской области". Начальная (максимальная) цена контракта - 2 617 815,22 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N 0340200003321003919 от 19.05.2021 г., контракт заключается с ООО "Управление строительства".
31.05.2021 г. между Заказчиком и ООО "Управление строительства" заключен контракт на выполнение работ по проектированию проектной документации по объекту "Распределительный газопровод в д. Гостево Кирово-Чепецкого района Кировской области" по цене 1 492 000,00 руб. (снижение НМЦК 43%).
Согласно п. 1.1. Подрядчик обязуется выполнить собственными и (или) привлечёнными силами предусмотренные настоящим Контрактом работы по проектированию проектной документации по объекту "Распределительный газопровод в д. Гостево Кирово-Чепецкого района Кировской области" (далее - Объект) в целях строительства объекта капитального строительства по адресу: Российская Федерация, Кировская область, Кирово-Чепецкий муниципальный район, д. Гостево, в том числе сбор всех необходимых для выполнения работ исходных данных, предпроектные работы, выполнение инженерных изысканий, подготовка документации по планировке территории с документацией по разработке схемы границ земель или земельных участков (их частей) на кадастровом плане территории в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, в соответствии с Техническим заданием (Приложением N 1), в сроки, установленные Контрактом (График производства работ - Приложение N 4), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы.
Согласно п. 1.2 Контракта Результатом выполненной работы по Контракту является проектная документация, инженерные изыскания (далее по тексту - Документация) при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной историко-культурной экспертизы, государственной экологической экспертизы (при необходимости), которые должны соответствовать Техническому заданию к настоящему Контракту.
В силу п. 3.1. Контракта срок выполнения работ по Контракту: с даты, следующей за датой заключения контракта по 01 декабря 2021 года (включительно, в том числе на проведение экспертиз и необходимых согласований).
Согласно п. 4.4.Контракта Подрядчик обязан:
4.4.1. Выполнить инженерные изыскания и осуществить проектирование проектной документации в целях строительства Объекта, в том числе: осуществить сбор, проверку и обязательные уточнения исходных данных непосредственно на Объекте. В случае, если не была осуществлена проверка и уточнение на Объекте исходных данных, что повлекло недостатки документации и необходимость её корректировки, Подрядчик выполняет корректировку безвозмездно, и, соответственно, производит необходимые дополнительные изыскательские работы в срок, установленный Заказчиком.
4.4.2. выполнить работы, указанные в п. 1.1, с учетом пункта 1.2. настоящего Контракта, и представить результаты:
а) в строгом соответствии с Техническим заданием и законодательством Российской Федерации,
б) Всей Документации в составе разделов, указанных в Техническом задании, и с учетом требований к их содержанию в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами, что должно быть удостоверено соответствующей записью ответственного лица за проект (главного инженера проекта, руководителя проектной организации),
в) предоставить Заказчику письма-согласования Документации с уполномоченными и другими заинтересованными организациями до направления проектной документация для прохождения государственной экспертизы.
4.4.4. Представить результаты выполненных работ в сроки, установленные графиком производства работ.
В соответствии с п. 5.1. Контракта каждая из Сторон в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения Контракта обязана предоставить другой Стороне информацию о лицах, уполномоченных представлять ее интересы во взаимоотношениях с другой Стороной в целях исполнения Контракта, в том числе, подписывать от ее имени документы, связанные с исполнением Контракта (далее - Представитель), с указанием в отношении каждого из таких лиц сведений о занимаемой должности, фамилии, имени и отчества (последнее - при наличии), срока полномочий, номера и даты распорядительного документа о назначении представителей, а также контактном номере телефона с приложением оригиналов доверенностей.
Стороны обязуются письменно в течение 3 (трех) рабочих дней уведомлять друг друга об изменениях в составе Представителей (в том числе об изменении или прекращений их полномочий) с приложением документов, подтверждающих полномочия данных лиц.
Согласно п. 2.1 Технического задания (приложение N 1 к Контракту) Подрядчик осуществляет сбор исходных данных, необходимых для проектирования объекта, в т.ч. получение технических условий.
Согласно приложению N 4 к Контракту стороны установили график производства работ, а именно:
1. Выполнение археологических полевых работ (археологическая разведка) земельного участка в срок с 01.06.2021 г. по 30.06.2021 г.;
2 Проектирование ПД (проект планировки территории с документацией по разработке схемы границ земель или земельных участков (их частей) на кадастровом плане территории, инженерные изыскания, проектная документация) в срок до 30.11.2021 г.;
2.1. Согласование с уполномоченными и другими заинтересованными организациями, в том числе выдавшими технические условия в срок с 01.08.2021 г. по 30.09.2021 г.;
2.2. Согласование Заказчиком в срок с 01.09.2021 г. по 30.09.2021 г.;
2.3. Прохождение государственной экспертизы 01.10.2021 г. по 30.11.2021 г.;
3. Сдача Документации Заказчику - 01.12.2021 г.
В силу приложения N 5 к Контракту установлена следующая Смета на выполнение работ по проектированию проектной документации по объекту "Распределительный газопровод в д. Гостево Кирово-Чепецкого района Кировской области":
N п/п |
Наименование работ и затрат |
Стоимость работ, в руб. |
1 |
2 |
3 |
1 |
Инженерные изыскания |
421 601,25 |
2 |
Проект планировки территории |
115 940,35 |
3 |
Проектные работы |
489 525,90 |
4 |
Оценка воздействия на водные и биологические ресурсы |
112 427,00 |
5 |
Государственная экспертиза |
231 880,69 |
6 |
Археологические изыскания с историко-культурной экспертизой |
120 624,81 |
|
Итого |
1 492 000,00 |
02.06.2021 г. письмом N 06-01-0579 были направлены документы, необходимые для исполнения Контракта (задание на проектирование объекта, технические условия, техническое задание, схема газоснабжения, письма, доверенности).
08.06.2021 г. и 01.07.2021 г. Подрядчик уведомил Заказчика письмами N 0099 и N0116 о начале выполнения полевых работ по инженерным изысканиям с 08.06.2021 г. и инженерно-геологическим изысканиям с 02.07.2021 г.
30.06.2021 г. Подрядчик уведомил Заказчика о выполнении археологических полевых работ (археологическая разведка) выполнены в полном объеме.
15.08.2021 г. письмом N 0186 Подрядчик уведомил Заказчика о приостановке выполнения работ по Контракту в связи с распространением новой коронавирусной инфекции среди сотрудников Подрядчика и их выходом на больничные в связи с нетрудоспособностью. Сообщает, что работы будут возобновлены в скором времени с предоставлением новых графиков выполнения работ. В качестве подтверждения основания для приостановления работ Подрядчик прикладывает копии листков нетрудоспособности на сотрудников организации.
Письмом от 31.08.2021 г. N 0190 Подрядчик уведомил Заказчика о возобновлении выполнения работ по Контракту и составлен новый график производства работ.
23.09.2021 г. ООО "Управление строительства" издан приказ N 210923-01 "О введении простоя", согласно которому, в связи с угрозой распространения в г. Кирове новой коронавирусной инфекции, соблюдением постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 г. N 122-П, ростом числа заболевших сотрудников организации, а также невозможностью временного перевода на дистанционную работу с учетом специфики их работы, приостановлена деятельность всех структурных подразделений, а также работники структурных подразделений не должны присутствовать на рабочих местах в период простоя, им рекомендована самоизоляция на дому. Деятельность ООО "Управление строительства" приостановлена с 23.09.2021 г. по 01.10.2021 г.
05.10.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия N 08-01-1214 (претензия N 1), в которой Заказчик указывает, что по состоянию на 04.10.2021 г. согласования с уполномоченными и другими заинтересованными службами технические условия и проектная документация Заказчику не представлены, при этом Подрядчик обязался предоставить данные согласования и проектную документацию до 30.09.2021 г. Также Подрядчику начислена неустойка в размере 2000,00 руб. с требование об ее оплате в течении 7 дней с даты получения претензии N 1.
06.10.2021 г. проведено совещание в связи с установленным фактом неисполнения ООО "Управление строительства" обязательств по Контракту, на которое представители Подрядчика были приглашены письмом от 05.10.2021 г. N 06-01-1217. По результатам проведенного совещания составлен Протокол совещания по вопросу выполнения Государственных контрактов (далее - Протокол от 06.10.2021 г.) и принято решение об установлении сроков предоставления необходимых документов и информации.
29.10.2021 г. проведено совещание по вопросу отступления от сроков выполнения графика производства работ по Контракту, на которое представители Подрядчика были приглашены письмом от 27.10.2021 г. N 06-01-1329. По результатам проведения совещания составлен Протокол совещания по вопросу выполнения Государственных контрактов (далее - Протокол от 29.10.2021 г.) и установлено, что инженерно-экологические и инженерно-гидрометерологические изыскания, археология выполнены не в полном объеме; оценка на водные и биологические ресурсы не разработана; по состоянию на 29.10.2021 г. отсутствует часть разрабатываемых разделов проектной документации.
02.11.2021 г. проведено совещание по вопросу отступления от сроков выполнения графика производства работ по Контракту. По результатам проведения совещания составлен Протокол совещания по вопросу выполнения Государственных контрактов (далее - Протокол от 02.11.2021 г.) и принято решение о проведении мер по доработке проектной документации результатов инженерных изысканий, а также предоставить отчеты в процентном соотношении выполненных по каждому разделу проектной документации и инженерных изысканий в срок до 08.11.2021 г., направить на государственную экспертизу проектную документацию и результат инженерных изысканий в срок до 15.11.2021 г.
09.11.2021 г. Заказчиком в адрес Подрядчика по электронной почте и почтовым отправлением направлено уведомление N 08-01-1379, в котором Заказчик указывает, что в связи с приостановлением работ Подрядчиком с 16.08.2021 г. по 30.08.2021 г., по независящим от сторон обстоятельствам, срок выполнения работ - 16.12.2021 г. По состоянию на 09.11.2021 г. Подрядчиком не направлена проектная документация Заказчику для согласования, что предполагает возможное несоблюдение Подрядчиком установленного Протоколом от 02.11.2021 г. срока.
10.11.2021 г. Заказчиком и Подрядчиком подписан акт сдачи-приема выполненных работ N 02 от 08.11.2021 г. на сумму 115 940,35 руб. на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) с документами по разработке схемы границ земель или земельных участков (их частей) на кадастровом плане территории по объекту "Распределительный газопровод в д. Гостево Кирово-Чепецкого района Кировской области".
16.11.2021 г. в адрес Подрядчика направлена претензия N 08-01-1404 (претензия N 2) по состоянию на 16.11.2021 г. Подрядчиком не исполнена обязанность по направлению проектной документации и результатов инженерных изысканий по Объекту на государственную экспертизу в срок, указанный в Протоколе от 02.11.2021 г. (данная претензия получена Подрядчиком 22.11.2021 г., о чем свидетельствует указанная на претензии отметка).
25.11.2021 г. проведено совещание по вопросу отступления от сроков выполнения графика производства работ по Контракту. По результатам проведения совещания составлен Протокол совещания по вопросу выполнения Государственных контрактов (далее - Протокол от 25.11.2021 г.) и принято решение о принятии необходимых мер по доработке в кратчайшие сроки проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также направить на прохождение государственной экспертизы разработанные разделы проектной документации в срок до 06.12.2021 г.
30.11.2021 г. выполненные работы по акту сдачи-приема выполненных работ N 01 на сумму 120 624,81 руб. оплачены Заказчиком платежным поручением N 764 в полном объеме (с учетом удержания неустойки по претензиям N 1 от 05.10.2021 г. и N 2 от 16.11.2021 г.).
06.12.2021 г. письмом N 0220, 20.12.2021 г. письмом N 0230, N 0231, Подрядчик просит рассмотреть проектную документацию и результаты инженерных изысканий, гарантирует представленные не сданных на экспертизу разделов проектной документации.
14.12.2021 г. письмом N 0224 Подрядчик направил в адрес Заказчика прогнозируемый план-график мероприятий по передаче технической документации на проведение государственной экспертизы, а также прогнозируемый план-график мероприятий по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий КОГАУ "Управление госэкспертизы".
Письмом от 15.12.2021 г. N 01-06/1845 КОГАУ "Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве" уведомило Заказчика и Подрядчика о том, что представленные на рассмотрение заявление N 4926 от 13.12.2021 г., проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту "Распределительный газопровод в д. Гостево Кирово-Чепецкого района Кировской области" не могут быть приняты на государственную экспертизу поскольку программы на выполнение инженерных изысканий приложены от другого объекта, отсутствуют разделы проектной документации (раздел 5 ПОС, раздел 7 ООС, раздел 9 СМ); в состав раздела необходимо включить согласование по строительству газопровода территориальным органом Федерального агентства по рыболовству; раздел 2 ППО: дополнить закладками на графическую часть тома.
По состоянию на 29.12.2021 г. обязательства по Контракту Подрядчиком не исполнены, в связи с чем Заказчик принял решение N 08-01-158 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.12.2021 г.
Согласно п. 12.6. Контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта
В силу п. 12.7. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданский кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств в порядке установленном Законом N44-ФЗ.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу п. 3 ст. 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В соответствии с абзацем 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
29.12.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено Подрядчику по электронной почте, размещено в ЕИС, а также вручено представителю Подрядчика по доверенности от 01.06.2021 г. N УС210601-01.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика является дата получение Заказчиком подтверждения о вручении Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 29.12.2021 года.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
30.12.2021 г. Заказчик вручил представителю Подрядчика претензию N 08-01-1589 (претензия N 3), в которой Заказчик указывает, что с учетом сроков приостановления работ по Контракту, который составил 25 календарных дней, Подрядчик в срок до 26.12.2021 г. не представил результат работ по Контракту, в связи с чем ему начислена неустойка в размере 1690,93 руб.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.12.2021 г. в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе вступило в силу 10.01.2022 года, что подтверждается размещенной Заказчиком информацией о расторжении Контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 11.01.2022 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
При рассмотрении материалов РНП представители Заказчика указали на заключенный контракт на выполнение аналогичных работ с большим объемом, который выполнен в соответствии с установленными сроками контракта в полном объеме. Считают, что Подрядчик своевременно не принял необходимых мер для выполнения обязательств по сбору исходных данных, что привело к затягиванию сроков проектирования, согласования и прохождения государственной экспертизы.
При участии в закупке на выполнение работы по проектированию проектной документации по объекту "Распределительный газопровод в д. Гостево Кирово-Чепецкого района Кировской области" действия ООО "Управление строительства" по значительному снижению НМЦК (43%) могли привести к ненадлежащему исполнению Контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
В качестве подтверждения ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту Заказчиком при рассмотрении материалов РНП представлена переписка, подтверждающая, что Заказчиком предпринимались меры по уведомлению Подрядчика о своевременном и качественном выполнении работ (письма от 02.06.2021 г. N 06-01-0579; от 26.06.2021 г. N 06-01-1107; от 12.08.2021 г. N 06-01-1026; от 29.09.2021 г. N 06-01-1181; от 14.10.2021 г. N 06-01-1287; от 20.10.2021 г. N 06-01-1302; от 12.11.2021 г. N 06-01-1388), поскольку Заказчик является максимально заинтересованным лицом в своевременном выполнении работ по разработке социально значимого объекта.
Представители Подрядчика при рассмотрении материалов РНП указали, что за время действия Контракта были получены необходимые технические условия и справки (1. получено заключение Управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области от 29.07.2021 г.; 2. выполнены археологические полевые работы; 3. акт государственной экспертизы проектной документации от 27.09.2021 г.; 4. заключение Управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области от 29.11.2021 г.; 5. технические условия на пересечение проектируемой сети газораспределения с сетями филиала "Кировэнерго"; 6. исходные данные МЧС России; 7. технические условия на пересечение с автомобильной дорогой общего пользования местного значения; 8. письмо об отсутствии информации о источниках водоснабжения; 9. технические условия и справки администрации Поломского сельского поселения от 13.12.2021 г.; 10. информация АО "Газпром газораспределение Киров" от 20.05.2021 г.; 11. информация Департамента по недропользованию по ПФО от 19.07.2021 г.; 12. информация Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 23.07.2021 г.; 13. информация Управления ветеринарии Кировской области от 28.07.2021 г.; 14. справка Кировского центра гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 15.07.2021 г.; 15. справка Кировского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 29.10.2021 г.).
Возражая на данные пояснения представители Заказчика указали, что по п. 1-4, полученной Подрядчиком информации и выполненных работ, Заказчиком в регламентированные сроки произведена оплата; по остальным пунктам указали, что полученная информация относится к исходным данным, обязанность в получении которой лежит на Подрядчике в соответствии с условиями Контракта.
При рассмотрении материалов РНП представители Подрядчика сообщили, что по состоянию на 10.01.2022 г. составлена справка о степени готовности проектной документации, согласно которой работы по подготовке отчетной документации по результатам инженерных изысканий (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические, инженерно-гидрометеорологические) выполнены на 100 процентов; работы по подготовке проектной документации по разделам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 выполнены на 100 процентов, по раздел 9 выполнены на 50 процентов. Данная справка и информация о заключении договора с КОГАУ "Управление госэкспертизы" были сообщены директору Заказчика 10.01.2022 г. с просьбой изыскать возможность возобновить работы по исполнению Контракта в связи с высокой степенью готовности технической документации, однако, Заказчиком данная информация не была расценена как возможность для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Представленная в материалы дела справка от 10.01.2022 г. о степени готовности работ по Контракту не свидетельствует о добросовестном поведении Общества, поскольку результатом заключенного Контракта является проектная документация, инженерные изыскания при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной историко-культурной экспертизы, государственной экологической экспертизы. Таким образом, отсутствие положительной экспертизы по состоянию на дату рассмотрения материалов о включении ООО "Управление строительства" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также разработка проектной документации по разделу 9 не в полном объеме, свидетельствует о недобросовестном поведении Общества при исполнении обязательств по Контракту.
Таким образом, несмотря на предоставленную Заказчиком возможность исполнить обязательства по Контракту (предоставление на выполнение работ 25 дней, на которые деятельность Подрядчика была приостановлена в связи с распространением коронавирусной инфекции в организации ООО "Управление строительства"), Подрядчик не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Учитывая, что Подрядчик, разрабатывая проектную документацию по Контракту, понимает, что она является основанием для проведения последующих мероприятий для строительства социально значимого объекта (распределительный газопровод в д. Гостево Кирово-Чепецкого района Кировской области), и что нарушение сроков её разработки может повлечь нарушение сроков по подготовке мероприятий для строительства распределительного газопровода, дополнительно свидетельствует о недобросовестном поведении Подрядчика.
Заключенный договор от 22.12.2021 г. N ГЭ-073 на проведение государственной экспертизы (далее - Договор N ГЭ-073) не свидетельствует о добросовестном поведении сторон, поскольку срок проведения государственной экспертизы составляет в течение 42 рабочих дней после внесения платы в соответствии с разделом 3 настоящего договора (п. 2.1.2 Договора N ГЭ-074), что свидетельствует о невозможности выполнить работы по Контракту в разумные для Заказчика сроки.
При рассмотрении материалов РНП Подрядчик обязан представить доказательства, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Доводы Подрядчика о получении исходных данных и технических решениях, о выполнении части работ на сумму 236 565,16 руб. из цены контракта 1 492 000,00 руб., а также получении иных согласований не свидетельствует о добросовестном поведении Подрядчика, поскольку является его обязанностью по заключенному Контракта.
Общество, принимая участие в закупке N 0340200003321003919 еще на этапе подачи заявки подало свое согласие на условия выполнения работ по заключаемому Контракту. Подрядчик, подписав Контракт, обязан выполнить его условия. Кроме того, действия по получению исходных данных, технических условий и иных согласований не свидетельствуют о принятии всех возможных, своевременных и достаточных мер к исполнению обязательств по Контракту, цель Контракта не достигнута.
Таким образом, доказательств исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом и в соответствии с его условиями, при рассмотрении материалов РНП Комиссии Кировского УФАС России не представлено.
Заказчик при заключении контракта рассчитывал на выполнение работ по проектированию проектной документации по объекту "Распределительный газопровод в д. Гостево Кирово-Чепецкого района Кировской области", следовательно, ООО "Управление строительства" не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.
Согласно п.п. б) п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В данном случае характер допущенного Подрядчиком нарушения существенных условий контракта и наличие в его действиях вины, свидетельствуют о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "Управление строительства". Применение в рассматриваемом случае соответствующей санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Руководствуясь ст. 99, 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об ООО "Управление строительства":
1) Наименование: ООО "Управление строительства", (295000, Республика Крым, г. Симферополь, пр-кт. Кирова, д. 32, пом.41; ИНН 9102238513, КПП 910201001);
2) Генеральный директор: Катаев Егор Александрович, ИНН 432905317706; учредитель: Малыгина Светлана Дорьяновна, ИНН: 434533600739;
3) дата окончания подачи заявок электронного аукциона N 0340200003321003919 - 12.05.2021 года, дата подведения итогов электронного аукциона N 0340200003321003919 - 19.05.2021, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта N 2434508631021000014 - 31.05.2021 года;
4) объект закупки - Работы по проектированию проектной документации по объекту "Распределительный газопровод в д. Гостево Кирово-Чепецкого района Кировской области", цена контракта - 1 492 000,00 рублей, срок исполнения контракта - 22.12.2021 г;
5) основания и дата расторжения контракта - односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта N 08-01/1581 от 29.12.2021 года, вступившее в законную силу 10.01.2022 г.
Дата события (решение об отказе вступило в силу) |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.01.2022 |
13.01.2022 |
11.01.2022 |
0 |
11.01.2022 |
18.01.2022 |
18.01.2022 |
0 |
21.01.2022 |
21.01.2022 |
0 |
0 |
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 18 января 2022 г. N 043/06/104-10/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022