Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
-специалиста 1 разряда отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителей АО "Куприт", по доверенности;
рассмотрев жалобу АО "Куприт",
У С Т А Н О В И Л А:
17.01.2022 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба АО "Куприт" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБСЭУЗ ''Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы'' при проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию и передаче на захоронение медицинских отходов класса "А" для нужд КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" (извещение N 0340200003321015291).
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции от 02.07.2021 г. N 79 (далее - Закон о контрактной системе) при формировании аукционной документации, поскольку медицинские отходы класса А относятся к ТКО, в связи с чем Заказчик обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по транспортированию и передаче на захоронение медицинских отходов класса "А" как с единственным поставщиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе, Заявителю, Уполномоченному учреждению, Заказчику и ООО "КДУ-3" (далее - Победитель электронного аукциона) направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 21.01.2022 года, откладывалось на 24.01.2022 г. Уполномоченным учреждением, Заказчиком заявлены ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Заказчик направил письменные пояснения, указывает, что действие Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ на медицинские отходы не распространяется, несмотря на то, что медицинские отходы класса А по составу близки к ТКО, из норм законодательства РФ не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО. Считает, что Заказчик не обязан заключать договор с АО "Куприт" как с единственным поставщиком. Считает жалобу необоснованной.
Победителем электронного аукциона N 0340200003321015291 представлена письменная позиция, в которой указывает, что ООО "КДУ-3" имеет лицензию на осуществление деятельности по транспортированию ТКО 1-4 классов опасности, в том числе на транспортирование медицинских отходов класса А. Действующее законодательство не запрещает Победителю электронного аукциона оказывать услугу по транспортированию медицинских отходов класса А для нужд Заказчика.
Изучив представленные документы, заслушав доводы Заявителя, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
22.12.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321015291 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию и передаче на захоронение медицинских отходов класса "А" для нужд КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы". Начальная (максимальная) цена контракта - 228 854,08 руб. Дата окончания подачи заявок - 19.01.2022 г.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
При рассмотрении жалобы представители Заявителя указали, что в утвержденной территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области, включены указанные в Аукционной документации адреса вывоза медицинских отходов класса А, в связи с чем, учитывая, что медицинские отходы класса А приравнены к ТКО, Заказчик обязан заключить договор с региональным оператором.
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Федерального закона N 323-ФЗ, медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с пунктом 14 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарноэпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3; далее также - СанПиН 2.1.3684-21, Санитарные правила) транспортирование ТКО (КГО) с контейнерных площадок должно производиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО, с использованием транспортных средств, оборудованных системами, устройствами, средствами, исключающими потери отходов.
Согласно положениям СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО (пункт 158); при транспортировании медицинских отходов класса А с территории медицинских организаций разрешается применение транспорта, используемого для перевозки ТКО (пункт 203 СанПиН 2.1.3684-21); на полигоны ТКО допускается принимать ТКО, твердые промышленные отходы III - IV классов опасности и медицинские отходы класса А, а также классов Б и В после соответствующего обеззараживания, обезвреживания (пункт 244 СанПиН 2.1.3684- 21).
Из приведенных правовых норм следует, что к общественным отношениям по обращению с медицинскими отходами класса А подлежат применению нормы Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.12.2017 N АА-10-04-32/26588, а также в письме Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 14.09.2021 N06- 19/8397.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Учитывая, что иного порядка по обращению с медицинскими отходами класса А санитарно-эпидемиологическим законодательством Российской Федерации не установлено, действие Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" распространяется и на медицинские отходы класса А, в связи с чем Заказчик как собственник отходов класса А, образующихся в процессе его деятельности, в силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (медицинскими отходами класса А).
Указанная выше позиция подтверждается судебной практикой (дело N А28-4040/2021, N А76-32673/2020).
Таким образом, довод Заявителя обоснован.
Согласно информации из ЕИС, в составе Аукционной документации размещено обоснование начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по транспортированию и передаче на захоронение медицинских отходов класса "А". Вместе с тем, наименование услуги в размещенном обосновании НМЦК звучит как "оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов класса Б", что не соответствует предмету аукциона и является нарушением с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Для устранения допущенного нарушения выдается обязательное для исполнения предписание.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу АО "Куприт" на действия КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию и передаче на захоронение медицинских отходов класса "А" для нужд КОГБСЭУЗ "Кировское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" (номер извещения N 0340200003321015291), в связи с нарушением Заказчиком ч. 5 ст. 24, п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. Выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 января 2022 г. N 043/06/42-34/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022