Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
При участии посредством ВКС:
- представителей ООО "ТРУША-МСК" по доверенности,
рассмотрев материалы ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Кировской области" о включении сведений об ООО "ТРУША-МСК" (далее - Победитель электронного аукциона, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
18.01.2022 г. в Кировское УФАС России поступили сведения от ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Кировской области" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "ТРУША-МСК" в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по нанесению специальных цветографических схем на служебный автотранспорт (извещение N 0840100001021000337).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в ред. от 02.07.2021 N 79 (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 24.01.2022 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, уполномоченный, на осуществление контроля в сфере размещения заказов, федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что Победителем электронного аукциона признано ООО "ТРУША-МСК", которое в регламентированный срок подписало проект контракта, но предоставило независимую гарантию, не соответствующую требованиям аукционной документации, в связи с чем Заказчиком принято решение о признании Общества уклонившимся от заключения контракта.
На заседание Комиссии Победителем электронного аукциона представлены письменные пояснения с приложением документов, согласно которым Общество подписало проект контракта в установленные законом сроки, а также приложило обеспечение исполнения контракта в форме независимой гарантии, однако, Заказчиком она не была принята. Ранее Победитель электронного аукциона обращался в ПАО "Совкомбанк" за выпуском независимой гарантии, в связи с чем не сомневался в ее соответствии. Узнал о ее несоответствии только после регламентируемого срока подписания проекта контракта. После признания Победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта Победитель обратился в банк с претензией, а также, перечислил на счет Заказчика денежные средства в качестве обеспечение исполнения контракта. Представлены документы, подтверждающие закупку необходимого товара для оказания услуги, необходимой Заказчику (Универсальный передаточный документ N129 от 28.12.2021 г.). Сообщил, что по электронной почте отправил в адрес Заказчика просьбу о возобновлении процедуры заключения контракта. Просит не включать его в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В результате осуществления проверки факта уклонения ООО "ТРУША-МСК" от заключения контракта установлено следующее.
14.12.2021 года Заказчиком на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru. размещено извещение N 0840100001021000337 на оказание услуг по нанесению специальных цветографических схем на служебный автотранспорт. Начальная (максимальная) цена контракта - 89 500,00 руб. согласно п. 16 Информационной карты размер обеспечения исполнения контракта - 13 425,00 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 339 от 24.12.2021 г. аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки ООО "ТРУША-МСК" требования Закона о контрактной системе и документации об аукционе в электронной форме. Протокол размещен в ЕИС в тот же день.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
29.12.2021 года Заказчиком размещен проект контракта без своей подписи и направлен Победителю аукциона на подписание.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
10.01.2022 года Обществом направлен протокол разногласий, 11.01.2022 года размещен доработанный проект контракта, 12.01.2022 года Победитель электронного аукциона подписал проект контракта, а также направил Заказчику обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии от 12.01.2022 года N 2101051.
14.01.2022 года Заказчиком сформирован протокол признания Победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта N 339/2 от 14.01.2022 года, согласно которому Заказчиком рассмотрена независимая гарантия и принято решение об отказе в ее принятии на основании п. 3 ч. 6 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ по причине несоответствия п.п. 2.2, 2.4, 8, 18 независимой гарантии требованиям Документации об аукционе в электронной форме.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Согласно п.п. б) п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Согласно представленным ООО "ТРУША-МСК" документам и пояснениям Комиссия Кировского УФАС России установила, что Победитель электронного аукциона не намеревался уклоняться от подписания контракта, Общество подписало проект контракта и предоставило обеспечение исполнения контракта, однако, оно не было принято Заказчиком. В данном случае причиной не подписания контракта явились действия третьих лиц - ПАО "Совкомбанк", выпустившего несоответствующую независимую гарантию. Кроме того, после признания Общества уклонившимся от заключения контракта, на счет Заказчика перечислены денежные средства в размере обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N10 от 18.01.2022 г. Общество представило документы (наличие цветографической пленки - Универсальный передаточный документ N129 от 28.12.2021 г.), подтверждающие возможность исполнения контракта.
Общество относится к микропредприятиям, включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Участие в закупках, представляет собой возможность для ООО "ТРУША-МСК" в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
Учитывая представленные документы, информацию и пояснения ООО "ТРУША-МСК", положительный опыт участия в закупках, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "ТРУША-МСК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Кировской области", в связи с уклонением ООО "ТРУША-МСК" от заключения контракта на оказание услуг по нанесению специальных цветографических схем на служебный автотранспорт (извещение N 0840100001021000337) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 января 2022 г. N РНП 043/06/104-46/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2022