Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Дедова В.Г.- государственного эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от Заказчика - КГБОУ "Алтайская общеобразовательная школа-интернат" ходатайствовали о рассмотрении обращения без их участия;
от ООО "Вектор-Агро" Склярова Николая Ивановича;
рассмотрев заявление Заказчика - КГБОУ "Алтайская общеобразовательная школа-интернат" о включении сведений об ООО "Вектор-Агро", его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0817200000321011831 "Поставка угля на отопительный сезон 2021-2022 гг." согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - КГБОУ "Алтайская общеобразовательная школа-интернат" о включении сведений об ООО "Вектор-Агро" ( далее - Общество, Поставщик), его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0817200000321011831 "Поставка угля на отопительный сезон 2021-2022 гг".
Согласно обращению Заказчика и приложенным документам 04.10.2021 г. между Заказчиком и ООО "Вектор-Агро" был заключен договор на поставку угля каменного на отопительный сезон 2021-2022 гг. Поскольку по состоянию на 15.10.2021 г. и на 19.11.2021 г. уголь так и не был поставлен, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик направил в УФАС по Алтайскому краю сведения об ООО "Вектор-Агро" для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Общества пояснил, что на рынке каменного угля произошел рост цен на 70% за период с сентября по ноябрь, а также существует проблема с нехваткой подвижного состава для перевозки угля, что привело к невозможности исполнения контракта, при нормализации обстановки на рынке угля контрактные обязательства будут исполнены. Считает, что в действиях Общества отсутствует недобросовестность.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
06.09.2021 г. в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000321011831 "Поставка угля на отопительный сезон 2021-2022 гг", а также аукционная документация, техническое задание и пр. документы. Начальная (максимальная) цена контракта составила 403 000,00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.09.2021 г. на участие в закупке было подано три заявки, все заявки были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.09.2021 г. заявка ООО "Вектор-Агро" с ценовым предложением 392 925,00 руб. была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
04.10.2021 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000321011831 между КГБОУ "Алтайская общеобразовательная школа-интернат" и ООО "Вектор-Агро был заключен контракт N А21-008 на поставку угля на отопительный сезон 2021-2022 гг.
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно или с привлечением соисполнителей Заказчику уголь каменный на отопительный период 2021-2022 годов по наименованию (ям), качеству, в количестве, ассортименте согласно Спецификации (Приложение N 1), Техническому заданию (Приложение N3) (далее - "товар") в установленный Контрактом срок, а Заказчик обязуется принять товар надлежащего качества и количества и обеспечить его оплату в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 2.1 контракта цена Контракта составляет 392 925, 00 рублей.
Пунктом 5.1 контракта установлено, что поставка Товара осуществляется в соответствии с Графиком поставки товаров (Приложение N2).
Согласно приложению N 2 поставка осуществляется этапами и в количестве:
- в период с 01.10.2021 г. по 15.10.2021 г. - 20 тонн;
- в период с 01.11.2021 г. по 19.11.2021 г. - 20 тонн;
- в период с 01.12.2021 г. по 10.12.2021 г. - 20 тонн;
- в период с 13.12.2021 г. по 24.12.2021 г. - 20 тонн;
- в период с 01.01.2022 г. по 17.01.2022 г. - 20 тонн;
- в период с 01.02.2022 г. по 18.02.2022 г. - 20 тонн;
- в период с 01.03.2022 г. по 11.03.2022 г. - 10 тонн.
Согласно пояснениям материалам дела и сведениям, представленным в реестре контрактов ЕИС, поставки товара Поставщиком не осуществлялись.
В материалах дела имеются следующие документы:
- копия письма Поставщика от 28.09.2021 г. о том, что в связи с ростом цен на уголь и увеличением стоимости аренды подвижного состава ООО "Вектор-Агро" не имеет возможности произвести поставку угля в адрес Заказчика на условиях протокола подведения итогов электронного аукциона N0817200000321011831-3 от 20.09.2021 г., предлагает рассмотреть возможность увеличения стоимости угля до 4 000 руб. за тонну;
- копия акт Заказчика о неисполнении обязательств N 1 от 18.10.2021 г., согласно которому по состоянию на 15.10.2021 г. уголь в количестве 20 тонн не поставлен;
- копия акта Заказчика о неисполнении обязательств N 2 от 23.10.2021 г., согласно которому по состоянию на 19.11.2021 г. уголь в количестве 20 тонн не поставлен.
В материалах дела отсутствуют доказательства поставки товара по контракту.
24.10.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоднократным нарушением сроков поставки товаров. Решение было направлено Обществу заказным письмом с уведомлением, по электронной почте, а также было размещено в единой информационной системе 26.11.2021.
В материалах дела также имеется письмо Заказчика от 20.01.2022 г. в адрес УФАС по Алтайскому краю, в котором Заказчик сообщает при подписании акта о неисполнении обязательств N 2 и решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта были допущены технические ошибки, верной датой утверждения акта N 2 следует считать 23.11.2021 г., датой утверждения решения Заказчика - 24.11.2021 г.
Изучив содержание вышеназванных документов, в которых содержится указание о не поставке товара по состоянию на 19.11.2021 г., Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком была допущена техническая ошибка и верной датой утверждения акта N 2 следует считать 23.11.2021 г., датой утверждения решения Заказчика - 24.11.2021 г.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.2 контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в том числе в связи с неоднократным нарушением Поставщиком сроков поставки товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу пункта 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку уведомление о вручении Обществу письма с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не было получено Заказчиком, датой надлежащего уведомления ООО "Вектор-Агро" о решении Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать 31-й день после размещения в ЕИС данного решения, т.е. 27.12.2021 г.
Таким образом, с учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе и выпадении последнего дня срока на нерабочий день - 06.01.2022 г. и переносе его на первый следующий за ним рабочий день - 10.01.2022 г., решение Заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 11.01.2022 г.
Рассмотрев доводы представителя Общества о невозможности исполнить контракт в виду сложившейся на рынке угля ситуации, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Таким образом, участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность, несет в том числе риски, связанные с участием в закупках: став победителем закупки, участник закупки обязан заключить и исполнить контракт.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В связи с изложенным, Комиссия считает, что отсутствие угля на рынке, нехватка подвижного состава для его транспортировки, а также рост цен на уголь не является обстоятельствами непреодолимой силы, являются обычными рисками предпринимательской деятельности.
Поскольку контракт не был исполнен Обществом в виду вышеуказанных причин, сведения об Обществе подлежать включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков также включается информация о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым контракт расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением им условий контрактов.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не выявлены;
2. включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Вектор-Агро" (ИНН 2222873024 , ул. Новгородская, д. 22, оф.21, г. Барнаул, 656066), его учредителе, директоре - Фоненштиль Александре Яковлевиче (ИНН 222201089120) по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона N 0817200000321011831 "Поставка угля на отопительный сезон 2021-2022 гг." сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 20 января 2022 г. N РНП-22-31/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 6 октября 2022 г. по делу N А03-2623/2022 пункт 1 настоящего решения признан незаконным