Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор;
при участии представителей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации:
- Гришиной Людмилы Александровны (доверенность от 05.11.2021 года N31/22),
при участии представителя ООО ЧОО "ФОРТ С2 - ВОРОНЕЖ":
- Михайленко Натальи Владимировны (доверенность от 01.01.2022 года),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО ЧОО "ФОРТ С2 - ВОРОНЕЖ" (далее - Заявитель) на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание комплекса охранных услуг в 2022 году (номер извещения 0331100006621000105) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, положения конкурсной документации, нарушают нормы Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1) Установление требования к участникам закупки в части наличия только лицензии на осуществление частной охранной деятельности не соответствует требованиям действующего законодательства.
2) Заказчиком не исполнено предписание УФАС по Воронежской области от 21.12.2021 года N036/06/54.1-1278/2021.
3) Установление подобным образом порядка оценки заявок по нестоимостному критерию приводит к невозможности получения баллов участниками, имеющими небольшой опыт, поскольку установление предельного минимального объема оказанных услуг не менее 100 000 (ста тысяч) (человеко-часов по каждому отдельному контракту (договору), исключает возможность победы отдельных хозяйствующих субъектов из числа малого и среднего предпринимательства и ведет к ограничению конкуренции.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласен и считает их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя. (исх. N36-43)
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
Предметом рассматриваемого конкурса является оказание услуг охраны.
Начальная (максимальная) цена контракта - 49 553 609 рублей 52 копейки.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения открытого конкурса в электронной форме.
Частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу части 1 статьи 54.2 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0331100006621000105 размещено Заказчиком в ЕИС - 25.11.2021 года.
Вместе с тем, 21.12.2021 года УФАС по Воронежской области по результатам рассмотрения жалобы ООО ЧОО "ФОРТ С2 - ВОРОНЕЖ" на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание комплекса охранных услуг в 2022 году (номер извещения 0331100006621000105) выдано предписание федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации об устранении нарушений пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 54.2, части 1 статьи 54.3, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
27.12.2021 года Заказчиком внесены соответствующие изменения в Конкурсную документацию и опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 27.12.2021 NИИ1 в ред. N2 (далее - Извещение).
Так, в соответствии с Извещением объектом закупки являются - услуги частной охраны (Выставление поста охраны), со следующими видами охранных услуг: - Обеспечение внутриобъектового режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;- Обеспечение пропускного режима на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;- Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; - Охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; - Охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; - Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; - Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; - Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; - Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Пунктом 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна также содержать информацию, указанную в извещении.
В силу части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, в соответствии с абзацем 1 статьи 11 Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об охранной деятельности) оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 Закона о об охранной деятельности, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Пунктом 9.1 Конкурсной документации Заказчиком установлено требование, предъявляемое к участникам конкурса в электронной форме, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: "В соответствии с положениями федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", наличие действующей лицензии на право осуществления частной охранной деятельности, включая: - охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении; - обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; - обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах; - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности"
Таким образом, установление Заказчиком указанного выше требования к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, не противоречит действующему законодательству и не препятствует в подаче заявки организациям, имеющим право оказывать охранных услуги без лицензии.
Более того, Комиссия Воронежского УФАС России учитывает, что ООО ЧОО "ФОРТ С2 - ВОРОНЕЖ" является частной охранной организацией и не обладает правом оказывать охранные услуги без соответствующей лицензии, соответственно данное положение Конкурсной документации не нарушает права и законные интересы Общества.
Относительно довода Заявителя о не исполнении предписания УФАС по Воронежской области от 21.12.2021 года N036/06/54.1-1278/2021, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
Решением УФАС по Воронежской области от 21.12.2021 года N036/06/54.1-1278/2021 установлены следующие нарушения:
1. В Извещении, а также в Конкурсной документации не установлено требование о наличии разрешения на хранение и использование оружия, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 54.2, части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Требование о подтверждении опыта участника Конкурса по нестоимостному критерию, исключительно Контрактами (договорами) исполненными без применения неустоек (штрафов/пеней) не соответствует пункту 27 (4) Правил оценки заявок и нарушает пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения.
Пунктом 2 Предписания УФАС по Воронежской области от 21.12.2021 года N036/06/54.1-1278/2021 федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации предписано - "внести изменения в документацию в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, с учётом решения от 21.12.2021 года по делу N036/06/54.1-1278/2021".
27.12.2021 года федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации внесены соответствующие изменения в Конкурсной документацию.
Таким образом, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации предписание УФАС по Воронежской области от 21.12.2021 года N036/06/54.1-1278/2021 исполнено в полном объёме.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, величины значимости критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, представлены Заказчиком в Приложении N 1 к Информационной карте.
Таблицей N1 Приложения N 1 к Информационной карте установлена "Шкала оценки критерия", следующего содержания:
N п/п |
Показатели/подпоказатели, раскрывающие содержание критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Количество присуждаемых баллов |
Значимость показателя, % / коэффициент значимости показателя/подпоказателя |
Значение, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя |
1. |
Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема. |
100 |
85% / 0,85 |
85 |
Подпоказатель 1.1 |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) |
- |
45% / 0,45 |
- |
Подпоказатель 1.2 |
Общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) |
- |
35% / 0,35 |
- |
Подпоказатель 1.3 |
Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) |
- |
20% / 0,20 |
- |
2. |
Деловая репутация участника закупки |
100 |
15%/ 0,15 |
15 |
Также, Заказчиком установлено, что в рамках нестоимостного критерия Заказчиком будут оцениваться - "исполненные до даты подачи заявки контракты (договоры), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и (или) в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) сопоставимого характера и объема".
При этом, Заказчиком также установлено, что под услугами сопоставимого объема понимаются: оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) с объемом оказываемых услуг не менее 100 000 (Ста тысяч) (человеко-часов по каждому отдельному контракту (договору).
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085.
Так, в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил оценки заявок показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий оценки) может быть показатель: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
При этом, пунктом 27 (4) Правил оценки заявок в отношении закупок на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций раскрыт показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Так, в соответствии с пунктом 27 (4) показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный подпунктом "б" пункта 27 Правил оценки заявок, формируется исключительно из следующих подпоказателей: общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий); общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий); наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что требования к предоставляемым участниками документам, обусловленные "успешным оказанием услуг", "сопоставимым объемом и характером", а именно: "оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) с объемом оказываемых услуг не менее 100 000 (Ста тысяч) (человеко-часов по каждому отдельному контракту (договору)", являются незаконными, поскольку подпоказатели, предусмотренные пунктом 27 (4) являются специальными и как указывалось выше, исчерпывающе раскрывают показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", с учётом положений пункта 27 Правил оценки заявок.
Кроме того, установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ по контрактам с объемом оказываемых услуг не менее 100 000 (Ста тысяч) (человеко-часов по каждому отдельному контракту (договору)) является необъективным и неправомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспеченности конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона о контрактной системе, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия.
Вследствие подобного ограничения Заказчиком показателя критерия "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" контракты (договоры) с объемом оказываемых услуг менее 100 000 (Ста тысяч) (человеко-часов), не будут допущены к оценке, что не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок, а именно принципу обеспечения конкуренции при осуществлении закупок и принципу эффективности осуществления закупок, поскольку указанный критерий не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что требование об оценке исключительно контрактов, на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) с объемом оказываемых услуг не менее 100 000 (Ста тысяч) (человеко-часов по каждому отдельному контракту (договору) не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, что является нарушением пункта 27 (4) Правил оценки заявок, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "ФОРТ С2 - ВОРОНЕЖ" на действия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание комплекса охранных услуг в 2022 году (номер извещения 0331100006621000105) частично обоснованной.
2. Признать в действиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации нарушение пункта 27 (4) Правил оценки заявок, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации об устранении нарушений пункта 27 (4) Правил оценки заявок, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 24 января 2022 г. N 036/06/54.3-86/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022