Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" (далее - Заявитель, Общество) (вх. N 82 от 12.01.2022) на действия муниципального казённого учреждения "Сервисный центр города Тулы" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку противогололёдного реагента (закупка N 0166300024721001006) (далее - Закупка, электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя Заказчика на основании доверенности;
-- представителя администрации муниципального образования город Тула (далее - Уполномоченный орган) на основании доверенности, председателя аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) администрации муниципального образования город Тула;
- - представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Специализированная организация) на основании доверенности;
-- представителя Общества на основании доверенности:
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки.
Из жалобы следует, что документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку противогололёдного реагента (закупка N 0166300024721001006) (далее - документация Закупки, документация об электронном аукционе) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.
1. В нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 64 Закона Заказчиком не установлено требование о представлении в составе заявки на участие в электронном аукционе положительного заключения экологической экспертизы федерального уровня на предлагаемый к поставке реагент.
2. В нарушение Закона документация Закупки содержит требование об указании в первой части заявки на участие в аукционе конкретных значений требуемого к поставке товара (подпункты 1.3, 1.4 пункта 6 технического задания документации о Закупке: максимальная влажность, % - не более 5; максимальная удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг - не более 740), которые определяются по результатам испытаний продукта, и формировании соответствующего протокола испытаний на этапе поставки товара и не могут быть известны участнику на этапе подачи заявки.
Участвующий в заседании Комиссии представитель Общества поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, Специализированной организации не согласились с доводами жалобы Заявителя, представив в материалы дела письменные возражения по доводам жалобы; просили оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правил внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация Закупки 30.12.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 016 000,00 рублей.
Контракт по итогам Электронного аукциона Заказчиком не заключен.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В силу пункта 3 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно документации об электронном аукционе объектом закупки является поставка противогололедного реагента.
Противогололедный реагент представляет собой твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах ("Требования к противогололедным материалам. ОДН 218.2.027-2003" (утв. распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 N ОС-548-р) (далее - Требования к противогололедным материалам).
На основании п 9.2. "ГОСТ 12.1.007-76 противогололедные материалы по степени воздействия на организм человека должны относиться к веществам с классом опасности не ниже 3 (умеренно опасные). В связи с чем, ГОСТ 12.1.007 содержит ряд требований о безопасности указанных реагентов с точки зрения воздействия на окружающую среду.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закрепляет презумпцию потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
Правовым средством опровержения презумпции потенциальной экологической опасности является получение положительного заключения государственной экологической экспертизы. До этого момента любая деятельность хозяйствующих субъектов признается экологически опасной в силу закона.
Пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
В силу статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
На основании пункта 5 статьи 11 Закона об экологической экспертизе проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, подлежат государственной экологической экспертизе федерального уровня.
В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Закона об экологической экспертизе процедуре государственной экологической экспертизы подлежат также объекты, указанные в данной статье, в случае внесения изменений в документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня, а также в случае реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня либо в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Реализация объекта экологической экспертизы, не получившего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня, и осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, являются нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Соответственно, для применения твердого химического противогололедного материала в соответствии с действующим законодательством требуется предоставление действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию предлагаемого к поставке материала.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона предписано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при осуществлении закупки заказчик не только вправе выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика.
В пункте 6. "Требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара" технического задания документации Закупки Заказчиком определено следующее:
При составлении описания объекта закупки (показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки) были использованы следующие нормативные акты: ГОСТ 33387-2015, ОДН 218.2.027-2003.
В связи с необходимостью более подробного описания объекта закупки заказчик использовал показатели, требования, условные обозначения и терминологию, на которые отсутствуют технические регламенты и документы, разработанные и применяемые в национальной системе стандартизации.
N п/п |
Наименование показателей |
Требуемые значения |
1. |
Противогололедный реагент |
|
1.1. |
Внешний вид: гранулы и/или кристаллы и/или чешуя |
Соответствие |
1.2. |
Запах отсутствует |
Соответствие |
1.3. |
Максимальная влажность, % |
Не более 5 |
1.4. |
Максимальная удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг |
Не более 740 |
1.5. |
Смешиваемость отсутствует |
Соответствие |
1.6. |
Рабочая температура, до минус 30°С |
Соответствие |
1.7. |
Упаковка в мягкие контейнеры для хранения сыпучих материалов |
Соответствие |
В ходе заседания Комиссии, председателем Комиссии представителю Заказчика был задан вопрос, касающийся области применения закупаемого противогололёдного реагента, а именно: на какой территории, на каких объектах дорожного хозяйства будет применяться закупаемый товар.
Как пояснил представитель Заказчика, закупаемый противогололедный реагент будет применяться на улично-дорожной сети муниципального образования город Тула.
Как было отражено выше, при составлении описания объекта закупки Заказчиком использовался, в том числе ГОСТ 33387-2015.
Вместе с этим ГОСТ 33387-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования" распространяется на противогололедные материалы, предназначенные для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах общего пользования, за исключением объектов дорожной инфраструктуры в пределах населенных пунктов и устанавливает технические требования к ним (пункт 1).
В свою очередь, Заказчик планирует применение закупаемого противогололёдного на улично-дорожной сети муниципального образования город Тула.
При этом требования к противогололедным материалам (далее - ПГМ), применяемым на улично-дорожной сети территорий населенных пунктов, за исключением улиц, являющихся частью автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих через них, регламентируются ГОСТ Р 58427-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Материалы противогололедные для применения на территории населенных пунктов. Общие технические условия (далее - ГОСТ Р 58427-2020).
Пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 58427-2020 установлено, что противогололедные материалы для применения в населенных пунктах должны соответствовать требованиям, приведенным в настоящем стандарте. Показатели и характеристики противогололедных реагентов перечислены в таблице 1 пункта 5.1.1 ГОСТ Р 58427-2020.
В соответствии с пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 58427-2020 при осуществлении закупок ПГМ и/или услуг по уборке/зимнему содержанию УДС, а также придомовой территории, ОДХ и иных территорий, которые предусматривают обращение ПГМ, в том числе на особо охраняемых природных территориях и Байкальской природной территории, заказчик обязан запросить, а участник закупки предоставить на стадии подачи заявки на участие следующие документы:
- документ, подтверждающий соответствие ПГМ санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- сертификат соответствия ПГМ технической документации (ТУ, СТО) и/или настоящему стандарту с указанием марки ПГМ;
- действующее положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (ТУ, СТО), в соответствии с которой изготовлен ПГР или КМ;
- в случае закупки ПГМ для пешеходных зон, участник закупки обязан предоставить заключение о соответствии ПГМ показателю степени воздействия ПГМ на кожу обуви;
- сведения о химическом составе предлагаемого к поставке ПГМ в соответствии с 5.1.3;
- иные документы, предусмотренные федеральными, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Анализ технического задания документации Закупки и положений ГОСТ Р 58427-2020 показал, что ГОСТ Р 58427-2020 предполагает иные показатели и их требуемые значения, характеристики противогололёдного реагента, нежели предусмотрены Заказчиком в пункте 6. "Требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара" технического задания документации Закупки.
Вместе с этим, документация Закупки не содержит обоснования необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, отличных от установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Как было отражено выше, в случае, если объектом закупки является поставка противогололедных реагентов, то заказчик обязан установить требование о предоставлении в составе заявки положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию противогололедного материала (пункт 5.3.1 ГОСТ Р 58427-2020).
Вместе с этим, анализ документации Закупки показал, что требование, предусмотренное пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 58427-2020, Заказчиком не установлено.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что в документации об электронном аукционе составлена с нарушением частей 1, 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Постановлением администрации города Тулы от 30.12.2019 N 4618 утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков администрации города Тулы путем проведения конкурентных процедур на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - Порядок).
На основании пункта 1.4 Порядка Уполномоченный орган осуществляет функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением полномочий по обоснованию закупок, определению условий исполнения контракта, составлению технического задания, обоснованию начальной (максимальной) цены контракта и подписанию контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Заказчики среди прочего:
- составляют и направляют в уполномоченный орган посредством технических средств РИС Тульской области в сфере закупок заявку на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к которой прилагается техническая часть документации, проект контракта, обоснование начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с планом-графиком;
- несут установленную действующим законодательством ответственность за составление технической части документации о закупке, проекта муниципального контракта, описания объекта закупки, обоснования цены контракта, выбор способа закупки.
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, сформировавшего документацию Закупки с нарушением положений Закона, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с этим, вследствие несоблюдения Заказчиком определенных Законом требований к содержанию документации об электронном аукционе (ввиду неиспользования при составлении документации Закупки, описания объекта Закупки требований ГОСТ Р 58427-2020), Комиссия Тульского УФАС России не находит возможным оценить обоснованность доводов жалобы Заявителя о не установлении в документации Закупки требования о представлении в составе заявки на участие в электронном аукционе положительного заключения экологической экспертизы федерального уровня на предлагаемый к поставке реагент и предъявлении требований об указании в первой части заявки на участие в аукционе конкретных значений требуемого к поставке товара, которые определяются по результатам испытаний продукта, и формировании соответствующего протокола испытаний на этапе поставки товара и не могут быть известны участнику на этапе подачи заявки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" (вх. N 82 от 12.01.2022) на действия муниципального казённого учреждения "Сервисный центр города Тулы" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку противогололёдного реагента (закупка N 0166300024721001006) необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим части 1, 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) администрации муниципального образования город Тула обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе закупки N 0166300024721001006.
5. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 071/06/105-46/2022
18.01.2022 |
г. Тула |
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
на основании решения по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" (вх. N 82 от 12.01.2022) на действия муниципального казённого учреждения "Сервисный центр города Тулы" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку противогололёдного реагента (закупка N 0166300024721001006) и в соответствии с требованиями части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Муниципальному казённому учреждению "Сервисный центр города Тулы", администрации муниципального образования город Тула устранить нарушение частей 1, 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона путем аннулирования определения поставщика (закупка N 0166300024721001006).
2. Аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) администрации муниципального образования город Тула отменить протоколы, составленные в ходе данной закупки (закупка N 0166300024721001006) (при наличии).
3. Срок исполнения предписания - не позднее 02.02.2022.
4. Муниципальному казённому учреждению "Сервисный центр города Тулы", администрации муниципального образования город Тула, аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) администрации муниципального образования город Тула уведомить Тульское УФАС России об исполнении пунктов 1 и 2 предписания не позднее 02.02.2022 (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение пунктов 1 и 2 предписания).
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 18 января 2022 г. N 071/06/105-46/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022