Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомов,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГПБУ "Государственный природоохранный центр": А.В. Кожинского, Е.Н, Беляковой,
в отсутствии представителей ООО "Парк Техно", уведомленных надлежащим образом посредством функционала елиной информационной системы в сфере закупок.
рассмотрев жалобу ООО "Парк Техно" (далее - Заявитель) на действия ГПБУ "Государственный природоохранный центр" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведение мероприятий, связанных с обработкой, анализом и
использованием информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе "Реестр зеленых насаждений" (Закупка N 0373200003121000236) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
По мнению Заявителя, положения порядка оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены в нарушение норм законодательства о контрактной системе и влекут ограничение количества участников закупки.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п.27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией Управления определено, что конкурсной документации установлен следующий порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Оценке подлежит опыт участника (оценивается суммарный объем выполненных работ, оказанных услуг, исчисляемый в рублях) по успешному выполнению работ, оказанию услуг, сопоставимых с предметом конкурса, исполненных без нарушения сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника за период 3 года до даты окончания приема подачи заявок на участие в конкурсе.
Под сопоставимыми с предметом конкурса контрактами (договорами) понимаются исполненные контракты (договоры) предметом которых являлось выполнение работ/оказание услуг в одной или нескольких сферах:
- Мероприятия, связанные с обработкой, анализом и использованием информации, содержащейся в автоматизированных информационных системах, осуществляющих сбор, хранение и учет сведений по зеленым насаждениям;
- Наполнение слоя по зеленым насаждениям в автоматизированных информационных системах;
- Обеспечение работоспособности графической части автоматизированных информационных систем, осуществляющих сбор, хранение и учет сведений по зеленым насаждениям.
При этом стоимость каждого представляемого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 30 % от начальной (максимальной) цены контракта по данной закупке.
Под успешным выполнением работ, оказанием услуг понимается исполнение участником закупки контракта (договора) без нарушения сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника за период 3 года до даты окончания приема подачи заявок на участие в конкурсе (контракты (договоры) должны быть исполнены).
Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться:
- копиями исполненных государственных контрактов (с актами выполненных работ, оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, содержащих сведения о стоимости выполненных работ, оказанных услуг;
- копиями исполненных гражданско-правовых договоров (с актами выполненных работ, оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости выполненных работ, оказанных услуг.
В случае если контракты (договоры) заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта (договора), дате заключения, предмете, сумме контракта (договора), дате исполнения контракта (договора).
Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку оценки заявок на участие в конкурсе.
Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг/выполненных работ).
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати".
По мнению Заявителя, утвержденный Заказчиком порядок оценки по вышеуказанному показателю является неправомерным и ограничивающим количество участников закупки, поскольку представление опыта с иными государственными заказчиками не представляется возможным ввиду установления требований о наличии опыта работы с системой АИС "Реестр зеленых насеждений", которая используется исключительно ГПБУ "Государственный природоохранный центр".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы, представитель Заказчика пояснил, что в порядке оценки отсутствуют требования о представлении опыта работы с системой АИС "Реестр зеленых насеждений", а указано исключительно на учет опыта работ с системами, взаимодействующими с зелеными насаждениями.
При этом Заказчиком осуществлен мониторинг закупочных процедур, сопоставимых с объектом закупки. Так, например, заказчиком представлены сведения о следующих процедурах: N0358300392919000007 на инвентаризацию зеленых насаждений ДЕПАРТАМЕНТА ЖКХ И ЭНЕРГЕТИКИ г. Ростов на Дону, N0319100037920000005 выполнение лесоустроительных работ на территории лесничества "ООПТ" для нужд ФГБУ "Заповедники Таймыра", N0306100011420000008 выполнение лесоустроительных работ в лесах расположены на ООПТ лесничества национальный парк Калевальский входящий в состав ФГБУ Государственного заповедника "Костомукшский", N0320100037120000001 и выполнение лесоустроительных работ на территории лесничества "Лазовский государственный природный заповедник им Л.Г. Капланова".
Кроме того, Заявителем обжалуется установление неправомерного порядка оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
Порядком оценки предусмотрены следующие положения по вышуказанному показателю:
"Оценивается наличие у участника закупки квалифицированных специалистов (штатные, привлеченные), которые будут задействованы при исполнении контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса, прошедших обучение в одной или нескольких областях из данного перечня:
N п/п (j) |
Квалификация |
Коэффициент значимости (KЗj) |
Специальности высшего образования: | ||
1. |
- Геодезия; - Космическая геодезия; - Аэрофотогеодезия; - Картография; - Земельный кадастр; - Городской кадастр; - Системы автоматизированного проектирования. |
0,8 |
Специальности дополнительного профессионального образования: | ||
2. |
- Системы автоматизированного проектирования;
- Автоматизированное проектирование в AutoCAD;
- Внедрение и настройка систем класса PLM. |
0,2 |
В случае наличия таких специалистов, в составе заявки предоставляются Сводные сведения о наличии у участника квалифицированных специалистов, которые будут задействованы при исполнении контракта (далее - Сводные сведения), содержащие перечень сотрудников, информацию о должности каждого сотрудника (для сотрудников, находящихся в штате организации), либо указание на то, что он является привлеченным специалистом (для сотрудников, работающих на основании гражданско-правового договора), его ФИО и специальность /дополнительная профессиональная программа сотрудника в соответствии с приведенным выше перечнем (рекомендуемая форма Сводных сведений представлена в приложении N 2 к настоящему Порядку оценки заявок на участие в конкурсе).
Предоставленные участником Cводные сведения подтверждаются:
- копиями трудовых книжек, указанных в Сводных сведениях сотрудников, либо копиями действующих на момент подачи заявки участником закупки трудовых договоров с такими сотрудниками (для сотрудников, находящихся в штате организации);
- копиями действующих на момент подачи заявки участником закупки гражданско-правовых договоров, указанных в Сводных сведениях сотрудников (для сотрудников, работающих на основании гражданско-правового договора).
Квалификация персонала подтверждается копиями документов об образовании (дипломов, удостоверений, сертификатов и т.п.). В случае наличия у участника закупки специалистов с дополнительным профессиональным образованием, в составе заявки необходимо приложить не только документ об образовании, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования, но и документ, подтверждающий получение высшего образования по иным специальностям. Оценке подлежит только один документ об образовании сотрудника, полученный по любой из вышеуказанных специальностей или дополнительных профессиональных программ (уровень образования: высшее образование или дополнительное профессиональное образование (полученное на базе высшего образования)).
При этом представленные документы должны быть на русском языке, в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. При предоставлении документов на иностранном языке копии таких документов должны сопровождаться построчным переводом на русский язык. Представленные документы либо их копии, не соответствующие данным требованиям, рассмотрению не подлежат.
Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе".
Так, по мнению Заявителя, установления требований о наличии в штате не менее 3 сотрудников с дополнительным профессиональным образованием о внедрении и настройке систем класса PLM существенно ограничивают участников закупочной процедуры. Данное требование также отражено в п.2 Технического задания.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанный показатель установлен в соответствии с требованиями Правил. Кроме того, система класса PLM - это система инженерно-технического документооборота, среда общих данных для проекта, которая позволяет Заказчику отслеживать хоть выполнения работ, а также протоколировать действия сотрудников, принимающих участие в процессе, что является потребностью ГПБУ "Государственный природоохранный центр".
Комиссия Управления также отмечает, что положения вышеуказанного порядка оценки не указывают на обязательное представление для начисления баллов по каждому из сотрудников документов о наличии дополнительного профессионального образования по внедрению и настройке систем класса PLM, поскольку участник закупки в соответствии с утвержденном порядком оценки также не лишен возможности представления документов о наличии высшего образования.
Кроме того, положения технического задания предъявляют требования именно к исполнителю по государственному контракту, а не к участнику закупки, для исполнения требование которого участник вправе в соответствии с положениями п.5.3.3 проекта государственного контракта привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) работ, предусмотренных в Техническом задании.
Согласно ч.3 ст.24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В силу подпункта "б" пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является в частности показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05-5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Кроме того, согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в ходе заседания Комиссии Управления, а так же в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства, а именно, Заявителем не представлено документов и сведений однозначно свидетельствующих о том, что установленный порядок оценки является неправомерным, не позволяет выявить наилучшее предложение в отношении условий исполнения контракта при проведении закупки, оставляет оценку заявок на субъективное усмотрение конкурсной комиссии Заказчика или каким-либо иным образом нарушает требования Закона о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанные доводы жалоб не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Парк Техно" на действия ГПБУ "Государственный природоохранный центр" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на осуществление закупок Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены Комиссии А.З. Касимова
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 января 2022 г. N 077/06/106-813/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022