Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
- Л.А. Ильченко
- заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- В.И. Новоселов
- начальник
отдела контроля закупок;
- М.А. Пилипенко
- ведущий специалист-эксперт
отдела контроля закупок;
в присутствии представителей:
- от заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю"): Дамбаева О.А. по доверенности от 11.01.2022 N25;
- от ИП Бояршинова А.Е. - Овчарова И.О. по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев материалы дела N 7-3/19 по обращению ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Бояршинове А.Е. (ИНН 594701433265) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона (извещение N 0822100000621000071) на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории в 2022 году и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки - ИП Бояршинов А.Е.,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Бояршинове А.Е. (ИНН 594701433265) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона (извещение N 0822100000621000071) на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории в 2022 году.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
27.04.2021 между ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" и ИП Бояршиновым А.Е. заключен контракт N 08221000006210000710001 (далее - контракт) на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории в 2022 году.
Согласно п. 1.1 контракта в соответствии с условиями Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по уборке помещений и прилегающей территории в 2022 году (далее - услуги), отвечающие требованиям Технического задания (Приложение N 2 к настоящему Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять их результат и оплатить оказанные услуги в установленном Контрактом порядке.
Срок оказания услуг: с 01.12.2021 по 30.11.2022 (п. 1.3 контракта).
Цена Контракта составляет 4 976 393 (четыре миллиона девятьсот семьдесят шесть тысяч триста девяносто три) рубля 22 копейки (п. 2.1 контракта).
Согласно п. 3.1 контракта Исполнитель не позднее 5-го числа следующего за текущим месяцем предоставляет Заказчику:- Акты оказанных услуг (Приложение N 3,4 к настоящему Контракту) и График оказания услуг (Приложение N 5 к настоящему Контракту), указанному в Перечне площадей помещений и прилегающей территории (Приложение N 1 к настоящему Контракту), и подписанные представителем Заказчика.
Согласно п. 4.2.1 контракта Заказчик вправе в период срока действия Контракта обеспечивать беспрепятственный доступ Исполнителя и его персонала прошедших проверку ОРЧ СБ УМВД России по Хабаровскому краю, к месту оказания услуг.
Исполнитель обязан:
Предупреждать Заказчика о вероятных конкретных событиях или обстоятельства в будущем, которые могут негативно повлиять на качество оказываемых услуг (п. 4.3.1 контракта).
В течение одного дня с момента заключения Контракта предоставить Заказчику список персонала с указанием ФИО, года рождения, серии, номер паспорта, даты и места выдачи, адреса прописки (регистрации) и адреса фактического проживания, заверенный печатью Исполнителя, для организации их пропуска на территорию Заказчика к месту оказания услуг. Все работники Исполнителя по предоставленному списку должны иметь гражданство Российской Федерации. Допуск персонала для оказания услуг осуществляется по результатам проверки ОРЧ СБ УМВД России по Хабаровскому краю (п. 4.3.2 контракта).
В соответствии с п. 5.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 31.12.2022 г. С истечением срока действия Контракта обязательства Сторон прекращаются (за исключением обязательств оплаты оказанных услуг, оплаты штрафов, неустойки, возмещения убытков возникших в период действия Контракта) (п. 6.1 контракта).
П. 6.3 контракта установлено, что настоящий Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- по решению суда;
- в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе расторгнуть Контракт в одностороннем внесудебном порядке в следующих случаях:
При существенном нарушении условий Контракта Заказчиком (п. 6.4.1):
- оказание услуг ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок (пп. 6.4.1.1 контракта);
- неоднократного нарушения сроков оказания услуг (пп. 6.4.1.2 контракта);
В иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством (п.6.4.2 контракта).
В соответствии с п. 6.6 контракта расторжение Контракта в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта регулируется положениями частей 8-23, 25 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приложением N1 к контракту установлен перечень площадей помещений зданий и прилегающих территорий, с установлением периода уборки.
Материалами дела установлено, что 29.10.2021 Предпринимателем направлен в адрес Заказчика список персонала.
22.11.2021 Предпринимателем в адрес Заказчика направлено уведомление о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с невозможностью ИП Бояршиновым А.Е. обеспечить объекты Заказчика работниками, имеющими обязательные профилактические прививки против новой коронавирусной инфекции.
25.11.2021 Заказчиком в адрес Предпринимателя направлен ответ на уведомление, согласно которому Заказчик указывает на то, что контрактом не установлена обязанность Исполнителя по обеспечению объектов Заказчика работниками, имеющими обязательные профилактические прививки против новой коронавирусной инфекции.
29.11.2021 Предпринимателем направлено письмо в адрес Заказчика о расторжении контракта по соглашению сторон, а также направлено письмо о недействительности письма от 29.10.2021.
01.12.2021 Заказчиком составлены акты по проверке качества и объемов оказанных услуг.
Аналогичные акты составлены 02.12.2021.
02.12.2021 Заказчиком направлена претензия в адрес Предпринимателя.
Аналогичная претензия направлена 03.12.2021.
06.12.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.12.2021 Предпринимателем направлен ответ на претензии, считает претензии необоснованными, противоречащими условиям контракта и законодательству.
20.12.2021 Заказчиком направлен в адрес Предпринимателя ответ на письмо от 08.12.2021.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную в Единой информационной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе устанавливают, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 06.12.2021 ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.12.2021 решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
07.12.2021 решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта направлено ИП Бояршинову А.Е. бандеролью, что подтверждается реестром полученной корреспонденции для доставки (заказ N 98319 от 07.12.2021).
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта
21.07.2021 обществу вручено Почтой России заказное письмо с уведомлением о вручении.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
10.01.2021 контракт расторгнут.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
В силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Из пояснений представителя ИП Бояршинова А.Е. следует, что в связи с ухудшения эпидемиологической ситуации в Хабаровском крае и распространением коронавирусной инфекции, Правительством Хабаровского края принято Распоряжение от 13.02.2020 N 120-рп "О введении режима повышенной готовности". Согласно п. 5(1) Постановлению Правительства Хабаровского края от 02.07.2021 N 274-пр (ред. от 30.11.2021) "Об отдельных ограничительных мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края" (далее - Постановление N 274-пр) допуск сотрудников, а также посетителей в здания, занимаемые Правительством края, администрацией Губернатора и Правительства края, органами исполнительной власти края, Законодательной Думой Хабаровского края, органами местного самоуправления муниципальных образований края, Контрольно-счетной палатой Хабаровского края, избирательной комиссией Хабаровского края, уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае, уполномоченным по правам ребенка в Хабаровском крае, уполномоченным по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае, осуществляется при наличии документа, удостоверяющего личность гражданина, а также QR-кода вакцинированного либо справки.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.09.2021 N 95 "О структуре органов исполнительной власти Хабаровского края" УМВД России по Хабаровскому краю, территориальные органы УМВД России по Хабаровскому краю и ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" не являются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, п. 5(1) Постановления N 274-пр не распространяет свое действие на Заказчика, в связи с чем у ИП Бояршинова А.Е. имелась возможность оказывать услуги по уборке помещений и прилегающей территории.
Участие в закупках для потенциальных участников является делом добровольным, вместе с тем, налагающим на него определенную ответственность, в том числе ответственность за недобросовестные действия, в частности, в виде включения сведений о лицах, не исполняющих контракт, в реестр недобросовестных поставщиков.
Принимая участие в закупке, ИП Бояршинов А.Е. осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Подавая заявку на участие в рассматриваемой закупке, ИП Бояршинов А.Е. должен был определить (оценить) имеется ли у него возможность оказать услуги, соответствующие требованиям контракта в установленном объеме и сроки.
П. 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ИП Бояршинова А.Е. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Изучив представленные заказчиком документы, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая значимость рассматриваемой закупки для заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что ИП Бояршинов А.Е. при исполнении контракта действовало недобросовестно, ввиду того, что допустило существенные нарушения условий контракта, выразившихся в неоказании услуг по контракту.
Поскольку хозяйствующий субъект ИП Бояршинов А.Е., обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Бояршинове А.Е. (ИНН 594701433265) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона (извещение N 0822100000621000071) на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории в 2022 году сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
Л.А. Ильченко |
|
Члены Комиссии: |
В.И. Новоселов |
|
|
М.А. Пилипенко |
Мария Алексеевна Пилипенко
31-11-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 января 2022 г. N РНП-27-30 (ключевые темы: односторонний порядок - исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - прилегающая территория - надлежащее извещение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022