Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены
Комиссии:
в присутствии представителей от:
заказчика - Управления дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска - Н.А. Клименко по доверенности от 21.01.2022 N б/н; Д.Л. Чеверда по удостоверению N2466 от 05.10.2017;
в отсутствии представителей от:
ООО "Сион" - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие в заседании комиссии не обеспечило, в том числе посредством видеоконференцсвязи,
рассмотрев материалы дела N 7-3/21 по обращению заказчика -Управления дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Сион" (ИНН 2722134864), а также о генеральном директоре и учредителе общества Касимове Максиме Евгеньевиче (ИНН 272422759872) в связи с односторонним отказом от контракта от 23.07.2021 N 47 на выполнение работ по ремонту стелы Хабаровск в районе Амурского моста,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - Управления дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Сион" (ИНН 2722134864) (далее - ООО "Сион"), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта, заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N0122300006121000719 на выполнение работ по ремонту стелы Хабаровск в районе Амурского моста.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление N1078), Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Извещение N0122300006121000719 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 01.07.2021.
Дата начала подачи заявок - 01.07.2021
Дата окончания подачи заявок - 09.07.2021 09:00.
Дата проведения аукциона - 12.07.2021.
Объект закупки - выполнение работ по ремонту стелы Хабаровск в районе Амурского моста.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 722 266, 00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N0122300006121000719 от 09.07.2021 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана единственная заявка (N1), которая признана соответствующей требованиям аукционной документации и допущена к участию в аукционе. На основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся. На основании п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе принято решение о заключении контракта с ООО "Сион".
В силу п. 4 ч.1 ст. 71 Закона о контрактной системе контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
По результатам проведенной закупки N0122300006121000719 заказчиком 23.07.2021 заключен контракт N47 с ООО "Сион" (далее - Контракт).
Предмет контракта:
- выполнение работ по ремонту стелы "Хабаровск" (далее - работы) в районе Амурского моста (далее - объект) (п. 1.1 Контракта);
- работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту) в объемах, определенных локальным сметным расчетом (приложение N 2 к контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта (п. 1.2 Контракта).
Контракт заключен по цене 722 266, 00 рублей (п. 2.1 Контракта).
Место производства работ: г. Хабаровск, стела "Хабаровск" в районе Амурского моста (п. 3.1 Контракта).
Сроки выполнения работ: начало выполнения работ - с даты заключения контракта, завершение работ - не позднее 01.09.2021(п. 3.2 Контракта).
Заказчик производит расчет за фактически выполненные работы путем перечисления денежных средств на счет Подрядчика в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком и Подрядчиком актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 (далее - акт КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 (далее - справка КС-3), на основании счета и (или) счета-фактуры (п. 4.1 Контракта).
В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Заказчик вправе удержать неустойку (пеню/штраф) путем выплаты Подрядчику суммы по Контракту, уменьшенной на сумму неустойки (пени/штрафа), при условии перечисления в установленном порядке неустойки (пени/штрафа) в доход бюджета городского округа с указанием Подрядчика, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней/штрафов) в соответствии с условиями настоящего Контракта (п. 4.3 Контракта).
В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта разработать и представить на утверждение Заказчику график производства работ, предоставить Заказчику приказ или оригинал доверенности о назначении должностного лица, ответственного за производство и качество работ с правом подписания от имени Подрядчика исполнительной документации, актов КС-2, справок КС-3 и счетов-фактур (счета) (п. 5.1.1 Контракта).
Выполнять работы в соответствии с условиями настоящего контракта, локальным сметным расчетом, техническим заданием и требованиями действующих нормативных документов в отношении предмета контракта, в сроки, установленные настоящим контрактом и графиком производства работ, утвержденным Заказчиком (п. 5.1.2 Контракта).
Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта (п. 5.1.4 Контракта).
Согласно п. 5.2.1 Контракта Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно с согласия Заказчика.
В силу п. 5.3 Контракта Заказчик обязан:
- осуществлять контроль за исполнением Подрядчиком условий Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации, участвовать в освидетельствовании и приёмке скрытых работ (п. 5.3.2 Контракта);
- организовать и осуществить приемку выполненных работ по письменному уведомлению Подрядчика о готовности работ к сдаче (п. 5.3.3 Контракта);
- до подписания актов КС-2 провести экспертизу результатов работ на соответствие их условиям контракта самостоятельно, либо с привлечением экспертов (экспертных организаций) (п. 5.3.4 Контракта).
В силу п. 5.4.1 Контракта Заказчик проверять на любом этапе сроки и качество выполняемых работ, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность Подрядчика.
Подрядчик самостоятельно организует выполнение работ на Объекте и обязан обеспечить готовность выполняемых им работ в сроки, предусмотренные контрактом и графиком производства работ (п. 6.3 Контракта).
Подрядчик гарантирует качество и несет ответственность за соответствие применяемых им материалов требованиям Технического задания, ГОСТ, СП (СНиП) и других нормативных документов. При выполнении работ по контракту Подрядчик по согласованию с Заказчиком вправе применять материалы, аналогичные или с улучшенными характеристиками по сравнению с предусмотренными в техническом задании и локальном сметном расчете (п. 6.4 Контракта).
Сдача-приемка выполненных работ на объектах оформляется актами КС-2 и справками КС-3, подписанными Подрядчиком и Заказчиком. Окончание производства работ, указанных в п.1.1 настоящего контракта оформляется Итоговым актом сдачи-приемки работ по контракту (п. 6.8 Контракта).
Выполненные работы принимаются на основании предъявленных Подрядчиком и принятых Заказчиком актов КС-2 и справок КС-3 в пределах цены контракта (п. 7.1 Контракта).
Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (п. 11.2 Контракта).
В силу п. 11.3 Контракта Заказчик вправе требовать расторжения контракта при неисполнении Подрядчиком условий его исполнения, в том числе в случаях:
- нарушения сроков начала и окончания выполнения работ, установленных контрактом и графиком производства работ по объектам более чем на 2 рабочих дня;
- неоднократного нарушения качества при выполнении работ и/или в случае применения некачественных материалов;
- проведения ликвидации предприятия Подрядчика или принятия арбитражным судом решения о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства;
- приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств по Контракту (п. 11.4 Контракта).
Расторжение Контракта в связи с односторонним отказом Заказчиком от исполнения Контракта осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 95 Федерального Закона N 44-ФЗ (п. 11.5 Контракта).
01.12.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта, в связи с невыполнением работ по контракту.
Как установлено материалами дела согласно п. 6.3 Контракта Подрядчик самостоятельно организует выполнение работ на Объекте и обязан обеспечить готовность выполняемых им работ в сроки, предусмотренные контрактом и графиком производства работ, срок выполнения работ по контракту в соответствии с п. 3.2 Контракта - 01.09.2021. По состоянию на 02.09.2021 работы предусмотренные Контрактом Подрядчиком в нарушение требований пункта 3.2 Контракта не выполнены. На момент принятия (на 01.12.2021) Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта работы по контракту не выполнены, акты КС-2 и справки КС-3 не подписывались, оплата по контракту не производилась.
В результате изучения материалов дела 7-3/21, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Исходя из ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 01.12.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивированное неисполнением ООО "Сион" принятых на себя обязательств по контракту в установленные сроки (до 01.09.2021).
Данное решение заказчиком направлено в адрес ООО "Сион" заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор N68092257225064) от 02.12.2021. Почтовое отправление получено - 08.12.2021.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 06.12.2021.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Подрядчика с даты (по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятии решения заказчиком об одностороннем отказе следует считать - 06.01.2022.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта - 17.01.2022.
В соответствии с пп. "а" п. 13 Постановления N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Принимая участие в закупке, ООО "Сион" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
На заседание Комиссии Хабаровского УФАС России представитель ООО "Сион" не явился, письменных пояснений и доказательств невозможности выполнения условий контракта Обществом не представлено.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Сион", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Управлением дорог и внешнего благоустройства города Хабаровска, в реестр недобросовестных поставщиков в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сион" (ИНН 2722134864), а также генеральном директоре и учредителе общества Касимове Максиме Евгеньевиче (ИНН 272422759872), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта, заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N0122300006121000719 на выполнение работ по ремонту стелы Хабаровск в районе Амурского моста, сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 января 2022 г. N РНП-27-32 (ключевые темы: односторонний порядок - исполнение контракта - надлежащее извещение - реестр недобросовестных поставщиков - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022