Резолютивная часть решения оглашена "24" января 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено "27" января 2022 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии после перерыва представителей:
администрации Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области - _,
комитета государственного заказа Тамбовской области - ...,
в отсутствие представителей ИП,
рассмотрев жалобу ИП (далее также Заявитель) на действия администрации Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство сетей инженерной инфраструктуры для микрорайона "Северный" в р. п. Инжавино Инжавинского района Тамбовской области" (2 этап) (извещение N 0164200003021004484) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) 16.12.2021 опубликовал на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение N 0164200003021004484 о проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство сетей инженерной инфраструктуры для микрорайона "Северный" в р. п. Инжавино Инжавинского района Тамбовской области" (2 этап) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 770 640,00 руб.
Заказчик - администрация Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области.
ИП, считая конкурсную документацию несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России. Заявитель указывает, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, приводит к ограничению количества участников закупки.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Рассмотрение жалобы назначено на 21.01.2022. После объявленного перерыва рассмотрение продолжено 24.01.2022.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев заявленные доводы Заявителя, выслушав пояснения представителей Заказчика и Уполномоченного органа, изучив материалы жалобы, конкурсную документацию и проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.
Согласно пункту 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно пункту 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Заказчиком в приложении N6 к конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Оценка заявок производится с использованием 2 критериев оценки заявок:
- цена контракта (величина значимости критерия 60%);
- квалификация участников закупки (величина значимости критерия 40%). Показателями данного нестоимостного критерия являются следующие показатели:
N п.п. |
Показатели критерия |
Коэффициент значимости показателя |
||||||||||||||||||||||||
2.1 |
1. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера 2. Оценивается общая стоимость исполненных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) водопроводных очистных сооружений заключенных и исполненных в 2017 - 2021 гг. 3. Опыт Участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера подтверждается следующими документами: - копии контрактов (договоров) заключенных и исполненных в 2017 - 2021 гг. на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) водопроводных очистных сооружений, заключенные в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". - копии актов выполненных работ подтверждающих выполнение работ по контрактам (договорам) в полном объеме. Копии контрактов (договоров) должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (в противном случае договоры считаются не представленными). |
0,5 |
||||||||||||||||||||||||
2.2 |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами Оценивается количество сотрудников, предлагаемых для выполнения работ. Сведения о наличии у Участника персонала, должны соответствовать минимально необходимому количеству, указанному в списке. Максимальное значение показателя - 100 баллов в т.ч.: - соответствует списку- 100 баллов. - не соответствует списку - 0 баллов. Список персонала, который должен привлекаться к выполнению работ по контракту:
Оценивается в случае представления следующих документов: - информационной справки о перечне штатных сотрудников, участвующих в выполнении работ. - заверенными уполномоченным лицом Участника и скрепленными печатью (при наличии печати) копиями трудовых книжек (или копии выписок из трудовых книжек). - заверенными уполномоченным лицом Участника и скрепленными печатью (при наличии печати) копиями водительских удостоверений. |
0,25 |
||||||||||||||||||||||||
2.3 |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами Сведения о наличии у Участника, необходимых для выполнения работ материально-технических ресурсов, должны соответствовать минимально необходимому количеству, указанному в списке. Максимальное значение показателя - 100 баллов в т.ч.: - соответствуют списку- 100 баллов. - не соответствуют списку - 0 баллов. Список техники, которая должна использоваться при выполнении работ:
Оценивается в случае представления следующих документов: Участник должен в составе заявки представить заверенные уполномоченным лицом Участника и скрепленные печатью (при наличии печати) копии документов, подтверждающих право законного владения (пользования) Участником указанной техникой. |
0,25 |
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что установление Заказчиком в конкурсной документации положений о том, что к оценке будут приниматься контракты (договоры), в рамках которых осуществлялось выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) на объекте капитального строительства с определенной инфраструктурной принадлежностью, в рассматриваемом случае исключительно водопроводных очистных сооружений, не соответствует пункту 27(3) Правил.
Кроме того, как указано выше, в случае осуществления заказчиком закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), в документации о закупке устанавливается один или несколько показателей нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 27(2) Правил.
При этом, пунктом 27(2) Правил предусмотрены особые требования к показателям критерия оценки и порядку подтверждения наличия опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта, устанавливаемые при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
В случае осуществления закупок вышеназванных работ заказчик при установлении в документации о закупке порядка оценки заявок обязан руководствоваться требованиями пункта 27(2) Правил, т.е. в конкурсной документации устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Однако, Заказчиком в рассматриваемой конкурсной документации помимо нестоимостного показателя общая стоимость исполненных контрактов (договоров), установлены следующие показатели: "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" и "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами", что нарушает требования пунктов 11, 27(2) Правил и пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Аналогичная позиция содержится в письме ФАС России от 08.12.2021 N МШ/105064/21.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Установлено, что Заявитель не является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, то есть он не сможет принять участие в рассматриваемой закупке и, как следствие, его права и законные интересы действиями Заказчика нарушены быть не могут.
Жалобы иных участников закупки в установленный Законом о контрактной системе срок не поступали.
На участие в рассматриваемой закупке было подано 2 заявки от участников. Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что оснований для выдачи предписания не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП обоснованной.
2. Признать администрацию Инжавинского поссовета Инжавинского района Тамбовской области нарушившим п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
В.В. Иванов |
исп. Козлова Н.Е. тел. 8(4752) 72-73-44 |
Н.Е. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 27 января 2022 г. N 068/06/54.3-28/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2022