Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: _ - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: _ - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, _ - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения заказчика - БУЗ УР "ГП N10 МЗ УР" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Пономарева Григория Юрьевича (ИНН 450142417233) в связи принятием решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проведения электронного Аукциона N 32344 "Реагенты для гематологического анализатора MicroCC-20Plus" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - N 0813500000121011467, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе и проведения внеплановой проверки,
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России по видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заказчика - БУЗ УР "ГП N10 МЗ УР" (далее - Заказчик): _ (доверенность от 20.01.2022),
представителя _ (далее - _., Поставщик): _ (доверенность от 01.01.2022),
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок" (далее - Уполномоченное учреждение): _ (доверенность N9-юр от 30.12.2021),
УСТАНОВИЛА:
20.08.2021 Уполномоченное учреждение - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документацию о проведении совместного Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 422 576,36 рублей.
17.09.2021 между Заказчиком и ИП Пономаревым Г.Ю. заключен контракт (далее - Контракт, реестровый номер контракта 2183103250021000127).
Цена контракта составила 10 517,66 рублей.
03.12.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в Единой информационной системе.
26.11.2021 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено Заказчиком в адрес Подрядчика по средствам почты России с уведомлением о вручении. 12.01.2022 письмо с решением об одностороннем отказе от заключения контракта от 03.12.2021 вернулось в адрес Заказчика в связи с истечением срока хранения письма в почтовом отделении.
14.01.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
Представитель Заказчика представил в материалы дела письменные пояснения, на заседании Комиссии пояснил, что товар, поставляемый Поставщиком товар, не соответствует требованиям государственного контракта. Реагенты признаны нерабочими, поскольку штрих-код на них не содержит информацию для активации их на анализаторе MicroCC-20Plus. В связи с тем, что Поставщиком не устранены замечания по поставке товара надлежащего качества Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
Представитель Поставщика на заседании комиссии пояснил, что требования заказчика, предъявляемые при приемке и изложенные в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, противоречат действующему законодательству, условиям контракта и закупочной документации, не обоснованы и неправомерны, не могут служить ни основанием для отказа от приемки товара, ни для одностороннего отказа от исполнения контракта. Поставленный товар полностью соответствует требованиям документации и условия контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Кодекса).
В соответствии с абз. 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
-поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
-неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно пункту 1.1 Контракта "Предметом контракта является поставка товара. Поставке подлежит (-ат) Реагенты для гематологического анализатора MicroCC-20Plus (далее - Товар)".
Согласно пункту 1.2 Контракта "Поставщик обязуется поставить Товар в место поставки, указанное в разделе 2 контракта, в количестве и по цене согласно Спецификации (Приложение N 1 к контракту), с показателями характеристик Товара и их значениями (далее - характеристики Товара), указанными в Сведениях о конкретных показателях Товара (Приложение N 1.1 к контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом".
В соответствии с техническим заданием установлены требования к конкретным показателям поставляемого товара, а именно требуется наличие Штрих-кода на реагентах для считывания информации о реагенте.
19.10.2021 транспортной компанией в адрес Заказчика была произведена поставка Товара.
При проведении внутренней экспертизы, в части соответствия поставленного товара условиям договора, Заказчиком было проверено:
1.Комплект реагентов "Юни-Гем" для анализа форменных элементов крови и гемоглобина на различных гематологических анализаторах по ТУ9398-247-45399867-2006. Изотонический разбавитель, 10 л, - 6 шт.
2. Комплект реагентов "Юни-Гем" для анализа форменных элементов крови и гемоглобина на различных гематологических анализаторах по ТУ 9398-247-45399867-2006. Лизирующий раствор, 1 л - 1 шт.
3. Комплект реагентов "Юни-Гем" для анализа форменных элементов крови и гемоглобина на различных гематологических анализаторах по ТУ 9398-247-45399867-2006. Промывающий раствор, 1 л - 1 шт.
В результате проведенной внутренней экспертизы от 28.10.2021 N181 поставленного товара заказчиком установлено, что Товар не соответствует условиям договора.
Заказчик на основании п. 6.6 контракта отказался от подписания акта приемки товара. 29.10.2021 г. на основании п. 6.7. контракта Заказчик уведомил о приостановке приемки Товара и необходимости направить представителя Поставщика не позднее 2 рабочих дней с момента получения настоящего уведомления для составления соответствующего акта.
02.11.2021 от Поставщика получен ответ на уведомление, в котором он не соглашается с предложенными доводами и считает приостановку принятия неправомерным, а также представил письмо ООО "РЕАМЕД" - российского производителя, поставляемых к анализатору MicroCC-20Plus реагентов "Юни-Гем". Производитель ООО "РЕАМЕД" в письме подтверждает, что медицинское изделие - реагенты "Юни-Гем" могут использоваться с анализатором MicroCC-20Plus, так как специально предназначены для таких анализаторов, определяющих более 8-ми параметров, использующих кондуктометрический принцип подсчета клеток крови /импеданстный метод.
Рассмотрев ответ Поставщика на уведомление и письмо ООО "РЕАМЕД" (Исх. N21оэ5 от 01.11.2021), Заказчиком дополнительно проведена проверка качества поставленного товара и изучено Руководство пользователя к анализатору MicroCC-20Plus.
В ходе проверки анализатора MicroCC20Plus (Серийный номер 801819051), который имеется в клинико-диагностической лаборатории Заказчика были предложены для считывания (без вскрытия тары) штрих-коды, указанные на упаковках реагентов. Результатом данной экспертизы выявлено, что прибор, как указано и в письме производителя данных реагентов ООО "РЕАМЕД" (Исх. N21-335 от 01.11.2021), считал информацию о лоте и сроках годности в формате NЛота. Месяц Год.
Однако, вышеуказанный анализатор MicroCC20Plus не смог запустить далее работу - реагенты не активируются, так как для полноценного запуска прибора необходима более полная информация о реагенте (сроки стабильности, остаточный объем упаковки, дата замены реагента).
В связи с тем, что поставщиком не были устранены недостатки товара, продукция не заменена на товар надлежащего качества в течение 10 рабочих дней с момента получения Акта об отказе от подписания акта приемки товара, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поставщик не согласен с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку в соответствии с техническим заданием произвел поставку товара, который полностью соответствует техническому заданию и потребности Заказчика.
Также установлено, что остальные Заказчики совместного электронного аукциона приняли аналогичный товар согласно актам - приемки, претензий к качеству и техническим характеристикам не имеют.
В ходе рассмотрения дела, установлено, что поставка товара, который не соответствует потребности Заказчику - БУЗ УР "ГП N10 МЗ УР", вызвано отсутствием необходимых характеристик в Техническом задании, а именно требования о наличии 2-D кода на реагентах, а также отсутствием требования, что реагенты закупаются к "закрытой" версии анализатора.
Согласно открытым сведениям, анализаторы бывают закрытого и открытого типа. Применение анализатора закрытого типа предполагает использование в его работе исключительно реагентов того же производителя.
В соответствии с извещением и документацией о проведении совместного Аукциона в электронной форме к поставке требуются "Реагенты для гематологического анализатора MicroCC-20Plus".
В соответствии с техническим заданием (Часть II. Описание объекта закупки Документации) установлены требования к конкретным показателям поставляемого товара, а именно требование к наличию Штрих-кода на реагентах для считывания информации о реагенте, а также требование о совместимости реагентов с гематологическим анализатором MicroCC-20Plus.
Из материалов дела, следует, что поставляемый товар имел на упаковке штрихкоды. При выборочном запуске штрихкоды считались, однако выдали не полную информацию, что не соответствует потребности Заказчика.
Заказчиком в материалы дела представлено руководство пользователя к анализатору MicroCC-20Plus, который имеется в наличии у Заказчика, в п.2.5.2.2. указано требование к закрытой системе (считывания штрихкодов), а именно после подключения емкостей с реагентами при первом запуске прибора, следует ввести /обновить информацию о реагентах, считав 2-D коды с этикеток, тогда как в документации установлено требование о наличии Штрих-кода на реагентах для считывания информации о реагенте.
Дополнительно заявленные при приемке новые требования Заказчика, в том числе - к штрих-коду, к его внешнему виду, форме и содержанию, ни в контракте, ни в закупочной документации не содержатся, как и условие, что реагенты закупаются к "закрытой" версии анализатора и эквивалентные реагенты других производителей без уникального пароля доступа заказчику не подходят.
Таким образом, при приемке товара было установлено, что условия контракта (положения Аукционной документации) не соответствуют реальным потребностям Заказчика по той причине, что в Аукционной документации не было указания на использование реагентов в анализаторе закрытого типа, а также требование о наличии 2-D кода на реагентах при этом данная информация является существенной, ее отсутствие ввело победителя Аукциона в заблуждение, т.к. победитель Аукциона не предполагал о необходимости использования реагентов в анализаторах закрытого типа. Не указание в Аукционной документации на использование реагентов в анализаторе закрытого типа привело к неэффективности закупки: поставка товара не произведена, возникла необходимости расторжения контракта с поставщиком, а также необходимость проведения новой закупки Nзз-56036 - 2021 "Реагенты для гематологического анализатора MicroCC-20Plus (закрытая система)" (номер извещения в ЕИС 0813500000121020375), в которой Заказчик указывает на то, что система является закрытой.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пп. "а" п. 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. "б" п. 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с п.15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Принимая во внимание, что ИП Пономарев Г.Ю. совершал действия, направленные на поставку товара Заказчику, у Удмуртского УФАС России нет оснований считать, что ИП Пономарев Г.Ю. имел умысел на уклонение от исполнения Контракта. Доказательств недобросовестного поведения со стороны ИП Пономарева Г.Ю. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении Индивидуального предпринимателя . в связи принятием решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проведения электронного Аукциона N 32344 "Реагенты для гематологического анализатора MicroCC-20Plus" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - N 0813500000121011467) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ .
___________ .
___________ . |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 24 января 2022 г. N 018/06/104-34/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2022