Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ИП Меньшикова Р.А. на действия Заказчика - Администрации Надеждинского муниципального района при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Надеждинского муниципального района (извещение N 0320300028121000097) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как порядок оценки по критериям оценки заявок не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Огласив жалобу, заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
При проведении закупки в виде конкурса, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ одним из критериев заявки на участие в аукционе является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины значимости этих критериев:
Оценивается общая стоимость контрактов (договоров), исполненных участником закупки (с учетом правопреемства) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей) на них, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за последние 5 лет даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, при этом государственные/муниципальные контракты/договоры должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Стоимость такого каждого государственного/муниципального контракта/договора должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки.
Подтверждающие документы:
- копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей) на них;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Данное требование, о наличии успешного исполнения контрактов (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) по данным контрактам (договорам) не противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), а так же не ограничивает конкуренцию и создает условия для определения того подрядчика, который предложит наилучший вариант исполнения контракта по указанным в документации условиям.
Целью заказчика при выборе данного способа закупки, а именно проведение открытого конкурса в электронной форме, является обеспечение уровня безопасности дорожного движения автотранспорта по автомобильным дорогам, повышение социальных условий проживания в населенных пунктах, обеспечение сохранности существующей дорожной сети, восстановление транспортно - эксплуатационного состояния автомобильных дорог до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований к их потребительским свойствам в рамках исполнения Федерального Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и в соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 7 августа 2020 года N 288 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог".
В документации открытого конкурса в электронной форме заказчиком по Критерию оценки N 2 установлено, что к оценке принимаются следующие контракты (договора):
Оценивается общая стоимость контрактов (договоров), исполненных участником закупки (с учетом правопреемства) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей) на них, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за последние 5 лет даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, при этом государственные/муниципальные контракты/договоры должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Стоимость такого каждого государственного/муниципального контракта/договора должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки.
Подтверждающие документы:
- копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей) на них;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять исключительно на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.
Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям" в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
-пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указывает единицу измерения объема.
Таким образом, документация о закупке содержит порядок и критерии оценки заявок, соответствующие Правилам оценки заявок, учитывающие особенности оценки закупаемых работ и позволяющие комиссии выявить лучшие условия исполнения контракта.
Заказчиком в Конкурсной документации надлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по.
Дифференцированный стоимостной порог, при котором к квалификации претендента предъявляют дополнительные требования, и предусмотренный учет опыта исполнения участниками закупки контрактов соответствующего вида, влечет у Заказчика возможность определить наиболее квалифицированного участника.
Таким образом, действия Заказчика установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе не нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик в рамках полномочий, предоставленных ему Правилами оценки заявок, установил требования к порядку подтверждения наличия у участников соответствующей квалификации, раскрыв содержание критерия, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки.
Данное требование не направлено на ограничение заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ. Доказательств ущемления прав участников закупки, свидетельствующих об ограничении конкуренции, заявителем не представлено. Указанная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2019 N 308-ЭС19-11278, от 13.12.2019 N 306-ЭС19-24010.
Критерий оценки опыта участников торгов, ограниченный определенным временным интервалом, предусмотрен заказчиком в целях выбора наиболее квалифицированного исполнителя работ, не направлен на ограничение количества участников закупки и не предрешает исход торгов.
Изложенные Комиссией Приморского УФАС России доводы подтверждаются, в том числе судебной практике. Например, по делу А53-1094/2018, А16-3592/2020, А20-5207/2020, А43-2544/2021, А56-74099/2020, А63-16074/2020, А83-17244/2020, А65-23449,2019 и т.д.
При таких обстоятельствах, условия конкурсной документации обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имевших намерение участвовать в конкурсе на выполнение работ в соответствии с потребностями учреждения. Критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Установление требования о наличии у участника опыта работ не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Конкурсная документация не содержит положений, ограничивающих право потенциальных участников закупки принять участие в открытом конкурсе, а также излишних требований, не предусмотренных статьей 31 Закона N 44-ФЗ, к участникам данной закупки.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в конкурсной документации предусмотрел надлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе и тем самым не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия Заказчика - Администрации Надеждинского муниципального района при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Надеждинского муниципального района (извещение N 0320300028121000097) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 21 января 2022 г. N 025/06/54.3-24/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022