Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ИП Меньшикова Р.А. на действия Заказчика - Администрации Шкотовского муниципального района при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление дорожной деятельности (ремонт автомобильных дорог) общего пользования местного значения на территории Шкотовского муниципального района Приморского края в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" по объектам: 1. пос. Штыково ул. Центральная; 2. с. Многоудобное ул Школьная; 3. с. Центральное ул. Зеленая; 4. пос. Новонежино ул. Авиаторов; 5. пос. Мысовой ул. Варнина; 6. пос. Подъяпольское ул. Морская; 7. с. Романовка ул. Парковская; 8. с. Романовка ул. Поворотная; 9. дер. Речица ул. Полевая; 10. пгт Смоляниново ул. Нагорная; 11. пгт Смоляниново ул. Калинина; 12. пгт Шкотово ул. Красноармейская; 13. пгт Шкотово ул. Горького. (извещение N 0120300014521000049) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как порядок оценки по критериям оценки заявок не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Огласив жалобу, заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
При проведении закупки в виде конкурса, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ одним из критериев заявки на участие в аукционе является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины значимости этих критериев.
В разделе 1 тома 1.1 части II конкурсной документации показатель нестоимостного критерия оценки установлен в соответствии с пунктом 27 (подпункт б) "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема") "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Пункт 27.2, на который ссылается Заявитель, к данному конкурсу неприменим, так как конкурс проводится на ремонт автомобильных дорог, а пункт 27.2 Правил применяется в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства), 16 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 1.1 Соглашения установлено, что предоставление межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, осуществляется в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" подпрограммы N 2 государственной программы "Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2013-2021 годы", утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 394-па (далее - Программа).
Приложением N 11.2 к Программе установлен "Порядок предоставления субсидий в рамках Приоритетного проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что субсидии и иные межбюджетные трансферты предоставляются по направлению: "Ремонт автомобильных дорог местного значения населенных пунктов, входящих в состав Владивостокской агломерации".
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - Классификация).
Разделом III Классификации установлены работы по ремонту автомобильных дорог.
В соответствии с вышеизложенными требованиями Заказчиком, при разработке конкурсной документации выполнено следующее:
1. Открытый конкурс в электронной форме объявлен на ремонт автомобильных дорог (указано в извещении, в конкурсной документации, в техническом задании).
2. В техническом задании установлены требования, предъявляемые к ремонту автомобильных дорог, в том числе к гарантийному сроку. Установлена цель, достигаемая при реализации программы: обеспечение уровня безопасности дорожного движения автотранспорта по автомобильным дорогам, повышение социальных условий проживания в населенных пунктах, обеспечение сохранности существующей дорожной сети, восстановление транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований к их потребительским свойствам.
3. Нестоимостной критерий оценки установлены в соответствии с пунктом 27 (подпункт б) "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема") "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
4. Локальные сметные расчеты составлены на ремонт автомобильных дорог. При составлении локальных сметных расчетов Заказчик руководствовался разделом III Классификации, утвержденной Приказом N 402.
Виды работ, установленные Заказчиком в локальных сметных расчетах, соответствуют видам работ по ремонту дорог, установленным в части 5 раздела III, а именно:
1) по земляному полотну и системе водоотвода:
а) ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений;
б) восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации;
в) укрепление обочин;
2) по дорожным одеждам:
а) восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;
б) укладка выравнивающего и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия;
в) полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий,
д) замена бордюров, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах;
з) восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 00 на один километр дороги;
и) нанесение временной разметки на период ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной разметки после завершения ремонта;
3) по искусственным и защитным дорожным сооружениям:
в) удлинение до 25% и (или) замена отдельных звеньев и оголовков водопропускных труб, без дополнительного землеотвода, исправление изоляции и стыков водопропускных труб с удалением и восстановлением земляного полотна и дорожной одежды над трубами, расчистка подводящих и отводящих русел до проектных параметров, в границах полосы отвода;
п) замена ограждений, перил и тротуаров;
р) восстановление несущей способности тротуаров, перил и ограждений с восстановлением гидроизоляции и системы водоотвода;
с) восстановление пешеходных переходов в разных уровнях;
4) по элементам обустройства автомобильных дорог:
а) восстановление дорожных информационных систем и комплексов, знаков и табло индивидуального проектирования, элементов и систем диспетчерского и автоматизированного управления дорожным движением; автономных и дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией, светофорных объектов;
б) восстановление существующих переходно-скоростных полос, остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки и стоянки автомобилей;
в) восстановление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек;
5) прочие работы по ремонту:
е) устройство инженерно-технических систем обеспечения безопасности дорожного движения и дорожных сооружений;
з) аварийно-восстановительные работы в местах ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В разделе 1 тома 1.1. части II конкурсной документации оценивается общая стоимость контрактов (договоров) за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 % НМЦК.
Заказчик в документации о закупке установил порядок и критерии оценки заявок, требования к порядку подтверждения наличия у участников соответствующей квалификации, соответствующие Правилам оценки заявок, раскрыв содержание критерия, определяющее сопоставимость имеющегося у участника закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки и позволяющие комиссии выявить лучшие условия исполнения контракта.
Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять исключительно на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.
Установленный Заказчиком показатель не нарушает требования, установленные Федеральным законом N 44-ФЗ, т. к. закон не регламентирует установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы из изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику.
Также установленный показатель не нарушает требования, установленные подпунктом б) пункта 27 Порядка, так как этими пунктами определен показатель: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участника закупки". В этом показателе Заказчик раскрывает содержание, определение сопоставимости имеющегося у участника закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указывает единицу измерения объема.
Изложенные доводы подтверждаются, в том числе судебной практике. Например, по делу А53-1094/2018, А16-3592/2020, А20-5207/2020, А43-2544/2021, А56-74099/2020, А63-16074/2020, А83-17244/2020, А65-23449,2019.
При определении "опыта участника", Заказчик учитывал широко применяемое в области закупок постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг _", которым установлено дополнительное требование к участникам закупки при выполнении аналогичных работ (по ремонту автомобильных дорог), а именно: наличие за последних 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения аналогичных работ, в том числе стоимость одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 % НМЦК.
Целью заказчика при выборе данного способа закупки, а именно проведение открытого конкурса в электронной форме, является обеспечение уровня безопасности дорожного движения автотранспорта по автомобильным дорогам, повышение социальных условий проживания в населенных пунктах, обеспечение сохранности существующей дорожной сети, восстановление транспортно - эксплуатационного состояния автомобильных дорог до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований к их потребительским свойствам в рамках исполнения Федерального Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и в соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 7 августа 2020 года N 288 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог".
Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять исключительно на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.
Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям" в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
-пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указывает единицу измерения объема.
Таким образом, документация о закупке содержит порядок и критерии оценки заявок, соответствующие Правилам оценки заявок, учитывающие особенности оценки закупаемых работ и позволяющие комиссии выявить лучшие условия исполнения контракта.
Заказчиком в Конкурсной документации надлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по.
Дифференцированный стоимостной порог, при котором к квалификации претендента предъявляют дополнительные требования, и предусмотренный учет опыта исполнения участниками закупки контрактов соответствующего вида, влечет у Заказчика возможность определить наиболее квалифицированного участника.
Таким образом, действия Заказчика установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе не нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик в рамках полномочий, предоставленных ему Правилами оценки заявок, установил требования к порядку подтверждения наличия у участников соответствующей квалификации, раскрыв содержание критерия, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки.
Данное требование не направлено на ограничение заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ. Доказательств ущемления прав участников закупки, свидетельствующих об ограничении конкуренции, заявителем не представлено. Указанная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2019 N 308-ЭС19-11278, от 13.12.2019 N 306-ЭС19-24010.
Критерий оценки опыта участников торгов, ограниченный определенным временным интервалом, предусмотрен заказчиком в целях выбора наиболее квалифицированного исполнителя работ, не направлен на ограничение количества участников закупки и не предрешает исход торгов.
Изложенные Комиссией Приморского УФАС России доводы подтверждаются, в том числе судебной практике. Например, по делу А53-1094/2018, А16-3592/2020, А20-5207/2020, А43-2544/2021, А56-74099/2020, А63-16074/2020, А83-17244/2020, А65-23449,2019 и т.д.
При таких обстоятельствах, условия конкурсной документации обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имевших намерение участвовать в конкурсе на выполнение работ в соответствии с потребностями учреждения. Критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Установление требования о наличии у участника опыта работ не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Конкурсная документация не содержит положений, ограничивающих право потенциальных участников закупки принять участие в открытом конкурсе, а также излишних требований, не предусмотренных статьей 31 Закона N 44-ФЗ, к участникам данной закупки.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в конкурсной документации предусмотрел надлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе и тем самым не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия Заказчика - Администрации Шкотовского муниципального района при проведении открытого конкурса в электронной форме (извещение N 0120300014521000049) (далее - конкурс) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 27 января 2022 г. N 025/06/54.3-34/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2022