Резолютивная часть решения объявлена 21.01.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26.01.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (далее - заказчик) - ////,
в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер", заявитель) - ходатайство от 19.01.2022 г.;
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика, связанные с заключением контракта по итогам электронного аукциона "Многофункциональное устройство (МФУ)", извещение N 0334200040321000028, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,
специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Лидер" на действия заказчика, связанные с заключением контракта по итогам электронного аукциона.
В соответствии с доводами жалобы противоречивые действия заказчика, выразившиеся в установлении требований к товару, ограничивающих конкуренцию, действия комиссии при рассмотрении первой части заявки, допустившей заявку участника к аукциону, когда участником представлено значение "Объем установленной оперативной памяти 512 Мегабайт", а также действия заказчика при заключении контракта нарушают правила контрактной системы, предусмотренные в пункте 1 части 1 статьи 33, в пункте 2 части 4 статьи 67, в пункте 2 статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными, а действия заказчика правомерными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 14.12.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334200040321000028, а также документация об электронном аукционе на право заключения контракта "Поставка оборудования (многофункциональное устройство (МФУ))" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 498 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0334200040321000028 от 24.12.2021 г. на участие в электронном аукционе подано 3 заявки от участников закупки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
В ходе проведения электронного аукциона 27.12.2021 г. наилучшее предложение о цене контракта сделал участник закупки с идентификационным номером заявки 111193749 в размере 371 000 рублей.
По итогам подведения итогов электронного аукциона, состоявшегося 28.12.2021 г., победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 111193749 - ООО "Лидер".
Согласно положениям статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается между заказчиком и победителем электронного аукциона.
При этом, в силу части 2 статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Заказчиком 10.01.2022 г. направлен Обществу проект контракта.
В тот же день Обществом направлен протокол разногласий с указанием о несоответствии положений контракта заявке ООО "Лидер" в части характеристики "Объем установленной оперативной памяти".
12.01.2022 г. заказчиком отклонен протокол разногласий.
Комиссия Иркутского УФАС России, изучив представленный заказчиком проект контракта, направленный Обществу 10.01.2022 г., установила, что в приложении N 3 к проекту контракта по характеристике "Объем установленной оперативной памяти" указан показатель, не соответствующий заявке ООО "Лидер", в частности, в заявке заявителя предлагается многофункциональное устройство с объемом оперативной памяти 512 Мегабайт, а заказчиком указан "1021 Мегабайт".
Таким образом, заказчиком при направлении проекта контракта допущено нарушение части 2 статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ.
Кроме того, при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе, комиссией по осуществлению закупок заказчика допущено нарушений требование Федерального закона N 44-ФЗ, которое выразилось в следующем.
В соответствии с подпунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Предметом контракта является поставка многофункционального устройства, в связи с чем, в силу пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичное требование к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе изложены в пункте 22 части II документации об аукционе.
Наименование и описание объекта закупки содержится в части III документации об аукционе, в частности, к поставке требуется многофункциональное устройство с объемом установленной оперативной памяти 1024 Мегабайт, то есть объем памяти должен быть равен или больше установленного заказчиком показателя.
При этом, в первой части заявки ООО "Лидер" предлагается многофункциональное устройство Pantum (страна происхождения Китайская народная республика) с объемом установленной оперативной памяти 512 Мегабайт, что меньше объема памяти, установленного заказчиком, следовательно, что не соответствует требованиям документации об аукционе.
Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен в статье 67 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную части 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Часть 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной части 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной части 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В связи с тем, что указанный в первой части заявки ООО "Лидер" на участие в электронном аукционе показатель оперативной памяти не соответствует требованиям документации об аукционе, следовательно, подлежит отклонению от участия в электронном аукционе.
Таким образом, комиссией по осуществлению закупок заказчика при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе нарушен пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ.
В своей жалобе заявитель также указывает на то, что у заказчика отсутствуют основания требовать к поставке товар только одного производителя, то есть ООО "Лидер" не согласно с положениями документации об аукционе.
Однако, в силу статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания срока подачи заявок.
Вместе с тем, Комиссия, рассмотрев данный довод заявителя в рамках внеплановой проверки, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст.12 Федерального закона N 44-ФЗ).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из буквального толкования положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам Федерального закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из его потребностей. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования к товару с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.
Кроме того, предметом данного электронного аукциона является поставка товара, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающие установленным заказчиком требованиям.
Комиссией установлено, что документация об аукционе не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в документации об электронном аукционе установлены требования к техническим и функциональным характеристикам товара в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ в документации отсутствуют, следовательно, документация о проведении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
Доказательства того, что установленные заказчиком требования к товару приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем не представлены, Комиссией самостоятельно не добыты.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия Иркутское УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лидер" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 2 статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Признать комиссию по осуществлению закупок заказчика нарушившей пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены протокола подведения итогов электронного аукциона от 28.12.2021 г., протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 24.12.2021 г. и проведения процедур рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе повторно.
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком, комиссией по осуществлению закупок выданного предписания.
6. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
7. Отменить приостановление закупки в части заключения контракта.
8. Передать уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России материалов по жалобе для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
Резолютивная часть предписания объявлена 21.01.2022 года.
Предписание в полном объеме изготовлено 26.01.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ларин И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: Макарова Я.К. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России, Горлов А.Е. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
с участием представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (далее - заказчик) - Мезенцева В.Н. (доверенность N 1 от 19.01.2022 г.), Левитана Р.А. (доверенность N 2 от 19.01.2022 г.), Кадушкина А.С. (доверенность N 3 от 19.01.2022 г.), Дудиной Т.Ф. (доверенность N 4 от 19.01.2022 г.),
в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - ходатайство от 19.01.2022 г.;
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 038/66/22 от 26 января 2022 года, руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
ПРЕДПИСЫВЕТ:
1. Комиссии по осуществлению закупок, заказчику в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего предписания устранить допущенные комиссией по осуществлению закупок нарушения:
1.1. Отменить протокол Протокол подведения итогов электронного аукциона от 28.12.2021 N0334200040321000028-3 с учетом решения Комиссии Иркутского УФАС от N 038/66/22 от 26 января 2022 года по настоящей жалобе и требований законодательства Российской Федерации о закупках;
1.2. Отменить Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.12.2021 N0334200040321000028-1-1;
1.3. Назначить новую дату рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
1.4. Разместить соответствующую информацию на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-Тендер" обеспечить возможность исполнения комиссией по осуществлению закупок, заказчиком выданного предписания.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения комиссией по осуществлению закупок, заказчиком п.п. 1.1-1.3 настоящего предписания;
3.1. Отменить Протокол проведения электронного аукциона от 27.12.2021 N0334200040321000028-2 ;
3.2. Назначить время проведения электронного аукциона.
3.3. Уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе N 0334200040321000028, об отмене протоколов, указанных в п.п. 1.1, 1.2, 3,1 настоящего предписания, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения электронного аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. О блокировании операций в отношении указанных средств, в случае, если в их отношении блокирование прекращено.
4. Оператору электронной площадки, заказчику осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (поставщика, подрядчика) в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
5. В срок до 14 февраля 2022 года комиссии по осуществлению закупок, заказчику представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 26 января 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2022