Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
от заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" г.о. Прохладный и Прохладненского муниципального района по доверенности N237 от 18.01.2022 г.;
от заявителя - акционерного общества "ББ Груп". по доверенности N3/2022 от 17.01.2022 г.,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0804200000121000115 "Поставка изделий медицинского назначения (системы)", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба АО "ББ Груп" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения (системы)".
Согласно доводам жалобы, документация об аукционе не соответствует положениям Закона о контрактной системе. заказчиком в нарушение действующего законодательства объединены в один лот медицинские изделия разных видов.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 29 декабря 2021 года было размещено извещение N0804200000121000115 о проведении электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения (системы)" с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 897 766,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 13.01.2022 08:00; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 13.01.2022; дата проведения аукциона в электронной форме - 14.01.2022.
1. В жалобе заявитель указывает, что лот сформирован без учета положений статьи 14 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102. Позиции 1 и 5 технического задания "набор базовый для внутривенных вливаний" включены в перечень N2 Постановления N102, тогда как остальные позиции не включены в указанный перечень.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе (в редакции подлежащей применению) в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N102).
Заказчиком в извещении о проведении закупки, в документации об аукционе установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Приказом N126н.
Согласно условиям документации об аукционе объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения, перечень которых состоит из 5 позиций. Позиции 1 и 5 технического задания "набор базовый для внутривенных вливаний" по коду КТРУ 32.50.50.000-00234; позиции 2, 3, 4 "изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" по коду ОКПД 2 32.50.50.190.
Согласно постановлению N102, при применении перечня N2 следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
Между тем, по наименованию медицинского изделия "устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов" код ОКПД 2 32.50.50.000 не включен в перечень N2 Постановления N102.
Таким образом, предметом одного контракта являются медицинские изделия, не включенные в перечень N2 Постановления N102.
Довод заявителя в части неправомерного объединения в один предмет контракта медицинских изделий включенных и не включенных в перечень N2 Постановления N102, признается Комиссией необоснованным.
2. В жалобе заявитель указывает, что лот сформирован без учета положений Постановления Правительства N 620. Предметом одного лота являются медицинские изделия различных видов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Постановлением Правительства от 19.04.2021 г. N620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н (далее - Приказ МЗ РФ), при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает: 600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей; 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Пунктом 2 Постановление N620 определено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Данное Постановление вступило в силу с 1 июля 2021 г. Начальная максимальная цена контракта по закупке составляет 1 897 766,00 рублей, что превышает допустимый порог осуществления закупки разноименных медицинских изделий в составе одного лота. Заказчиком не закупается медицинское изделие совместно с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий. На закупаемые медицинские изделия не распространяются случаи, определенные постановлением Правительства РФ для заключения контракта жизненного цикла.
Медицинские изделия по позиции 1 и 5 технического задания относятся к виду медицинских изделий - "набор базовый для внутривенных вливаний" по коду 136330. Позиции 2, 3, 4 технического задания - "набор для переливания лекарств" по коду 137580.
Таким образом, предметом одного контракта являются медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н, что нарушает положения пункта 2 части 29 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части неправомерного объединения в предмет одного контракта медицинских изделий различных видов, признается Комиссией обоснованным.
3. В жалобе заявитель указывает, что при описании объекта закупки по позиции 1 технического задания заказчиком установлены излишние требования к характеристикам товара.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В техническом задании документации об аукционе по позиции N1 "набор базовый для внутривенных вливаний" установлено: наличие знака "Latex Free" на блистерной и госпитальной упаковках.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
ГОСТ Р ИСО 15223-1-2020 Изделия медицинские. Символы, применяемые при маркировании медицинских изделий, на этикетках и в сопроводительной документации рассматривает символы, которые могут быть использованы для передачи некоторых аспектов информации, важных для регулирующих органов при оценивании безопасного и надлежащего применения медицинских изделий. Необходимость передачи такой информации вместе с изделием определена во многих регулирующих документах в различных областях. Требуемую информацию можно размещать непосредственно на изделии, на его этикетке или в сопроводительной документации.
Из вышеуказанного следует, что указанный в жалобе государственный стандарт не содержит императивных требований в части маркировки медицинского изделия. Перечень маркируемой информации не является закрытым.
Требования к маркировке медицинских изделий однозначно определены на уровне международного законодательства и содержатся в п. 9-11 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27 "Об утверждении Общих требований безопасности и эффективности медицинских изделий, требований к их маркировке и эксплуатационной документации на них" (далее - Решение N 27).
Из пункта 9 раздела II "Общие требования безопасности и эффективности, применимые ко всем медицинским изделия" Решения N 27 следует: для каждого медицинского изделия предоставляется информация, необходимая для идентификации этого медицинского изделия и его производителя, страны происхождения, а также информация для пользователя (профессионального или непрофессионального), касающаяся безопасности медицинского изделия, его функциональных свойств и эксплуатационных характеристик. Такая информация может находиться на самом медицинском изделии, на упаковке или в инструкции по применению.
Информация, предусмотренная пунктом 9 указывается на маркировке и в инструкции по применению на русском языке, а также при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном языке (государственных языках) государств-членов.
Такая информация может содержать символы, установленные межгосударственными стандартами, а также установленные международными стандартами (при условии, что безопасность медицинского изделия не нарушается в связи с непониманием отдельными пользователями значения таких символов).
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
Из письменных пояснений заказчика следует, что указанные требования к характеристикам объекта закупки заказчик установил руководствуясь своей потребностью с учетом специфики деятельности, а также необходимостью обеспечить результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. При этом, заказчик детализировал объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Также заказчик представил сведения о наличии на рынке не менее трех производителей товаров, указывающих на упаковке знак "latex free".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика не противоречат положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу АО "ББ Груп" обоснованной в части неправомерного объединения в предмет одного контракта медицинских изделий различных видов.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 29 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 19 января 2022 г. N 007/06/64-26/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2022