Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей сторон:
от заказчика - МКУ "Департамент дорожного хозяйства и благоустройства" местной администрации г.о. Нальчик по доверенности N 45-ДДХ-109/1709 от 17.05.2021 г.;
от уполномоченного органа - местной администрации городского округа Нальчик по доверенности N 45-1-23/160 от 12.01.2022 г.;
от заявителя - ООО "Светосервис - Подмосковье" по доверенности N 09/22 от 20.01.2022 г.,. по доверенности N 10/22 от 20.01.2022 г.,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N0104300014421000626 "Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) уличных светильников и системы АСУНО", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Светосервис - Подмосковье" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона "Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) уличных светильников и системы АСУНО".
Согласно доводам жалобы, документация об аукционе не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, уполномоченного органа, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 30 декабря 2021 года было размещено извещение N0104300014421000626 о проведении электронного аукциона "Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) уличных светильников и системы АСУНО" с начальной (максимальной) ценой контракта - 452 895 326,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 18.01.2022 09:00; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 19.01.2022; дата проведения аукциона в электронной форме - 20.01.2022.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.01.2022, в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся (по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки).
1. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе (в редакции подлежащей применению) к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Комиссией установлено, что проект муниципального контракта (часть 12. Обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств) содержит условия обеспечения гарантийных обязательств. Между тем, в извещении о проведении электронного аукциона указано, что обеспечение гарантийных обязательств не требуется.
Таким образом, информация об условиях обеспечения гарантийных обязательств, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе не является полной и достоверной.
Довод заявителя в части отсутствия в сведениях, размещенных в единой информационной системе определенности относительно обеспечения гарантийных обязательств, признается Комиссией обоснованным.
2. Пунктом 12 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о размере аванса, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (если предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона, в технической части документации об аукционе содержатся условия о выплате аванса в размере 5,90% от начальной (максимальной) цены муниципального контракта.
Между тем, проект контракта не содержит условий о выплате аванса, что нарушает положения пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части отсутствия в проекте контракта условий о выплате аванса, признается Комиссией обоснованным.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (в редакции подлежащей применению), документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - Постановление N 616).
Согласно пункту 4 Постановления N 616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга.
Пунктом 12 Постановления N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
В извещении о проведении закупки, в документации об аукционе установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 616.
В техническом задании документации об аукционе определен перечень товаров, поставляемые заказчику при оказании закупаемых услуг, являющиеся предметом лизинга, в том числе, светильники - 10 120 шт., ШУНО - 152 шт, СИП - 66 км.
Светильники относится к коду ОКПД2 27.40.39 - Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки. Данный код включен в перечень товаров Постановления N616.
Шкаф управления наружным освещением (ШУНО) относится к коду ОКПД2 27.12.31 - Панели и прочие комплекты электрической аппаратуры коммутации или защиты на напряжение не более 1 кВ.
Кабели (СИП) относятся к коду ОКПД2 27.32 - Провода и кабели электронные и электрические прочие.
Между тем, товары по коду ОКПД2 27.12.31, 27.32 не включены в перечень товаров, в отношении которых Постановлением N 616 установлен запрет.
Таким образом, в предмет контракта включена поставка товаров включенных в перечень Постановления N616 и не включенных в него.
Довод заявителя в части неправомерного включения в предмет контракта товаров включенных в перечень Постановления N616 и не включенных в него, признается Комиссией обоснованным.
4. В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе (в редакции подлежащей применению), в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В пункте 4.7 проекта контракта указано, что в целях гарантийного обслуживания лизингодатель обязан вместе с актом передачи имущества в лизинг предоставить лизингополучателю обменный фонд в объеме 1% от количества единиц каждого типа имущества. При приемке и сдаче имущества обменного фонда лизингополучателем составляется акт о приемке обменного фонда (Приложение N7 к Контракту), с указанием типа имущества и заводского/серийного номера. При наступлении гарантийного случая и возврате неисправного имущества лизингодателю, обменный фонд подлежит пополнению до первоначального объема. По окончании гарантийного срока лизингополучатель возвращает лизингодателю имущество обменного фонда в полном объеме.
Согласно пояснениям заказчика, требование о предоставлении обменного фонда в объеме 1% распространяется только на светильники.
Само требование о представлении обменного фонда не нарушает положений Закона о контрактной системе. Доказательства обратного заявителем не представлены.
Между тем, условия проекта контракта не позволяют однозначно определить, на какой тип имущества распространяется требование о предоставлении обменного фонда.
5. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно условиям документации об аукционе, при оказании услуг лизинга необходимо осуществить монтаж имущества, передаваемого в лизинг.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге) договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ. Дополнительные услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона о лизинге на основании договора лизинга лизингодатель обязуется: приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю; выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.
Согласно пояснениям заказчика, в связи с большой изношенностью сетей освещения, состоящих из открытого алюминиевого провода и для нормального функционирования оборудования, передаваемого в лизинг, необходимо провести замену питающих кабельных трасс. Указанные работы в рамках монтажа имущества, передаваемого в лизинг, технологически и функционально связаны с предметом закупки и не являются самостоятельной единицей имущества.
Комиссия считает, что выполнение монтажных работ имущества и ввода его в эксплуатацию в рамках оказания услуг лизинга не противоречит действующему законодательству. Между тем, при описании объекта закупки, в проекте контракта отсутствуют условия монтажа имущества, пусконаладочных работ, условия ввода в эксплуатацию, обучения персонала заказчика при необходимости, отсутствует также адресный перечень мест установки (монтажа) имущества, что не позволяет в полной мере определить потребность заказчика при оказании услуг лизинга.
Таким образом, действия заказчика не соответствуют положениям статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части ненадлежащего описания оказываемых услуг, признается Комиссией обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Светосервис - Подмосковье" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что электронный аукцион признан несостоявшимся, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Заказчику, уполномоченному органу при повторном осуществлении закупки учесть замечания, указанные в настоящем решении.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 24 января 2022 г. N 007/06/64-30/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2022