Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, |
|
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей уполномоченного органа МКУ "Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани" - Миниханова Д.Р. (доверенность от 06.10.2021 г. Nб/н), заказчика МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Невзоровой С.П. (доверенность от 20.01.2022 г. N18/03-04-01-23/2022), оператора ЭТП АО "АГЗ РТ" - Гатауллиной А.Ш. (доверенность от 10.01.2022 г. N1), заявителя ООО "АРТГРИН" - Волоконской К.И. (без надлежаще оформленной доверенности), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "АРТГРИН" (вх. N382/ж от 14.01.2022 г.) на действия уполномоченного органа МКУ "Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани", заказчика МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", оператора электронной площадки АО "АГЗ РТ" при проведении закупки N0811300008321001123 на предмет: "Посадка высокодекоративных деревьев и кустарников по ул.Тихомирнова и пр.Универсиады",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0811300008321001123 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 29.12.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 809 800,36 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Уполномоченный орган, заказчик, оператор ЭТП с доводами, изложенными в жалобе не согласились, представили письменные и устные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия уполномоченного органа, заказчика, оператора ЭТП и их позиции, изучения аукционной документации приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлены дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с пунктом 2.2 на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей:
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что предметом обжалуемой закупки является выполнение работ посадке высокодекоративных деревьев и кустарников по ул.Тихомирнова и пр.Универсиады.
В соответствии с извещением о проведении закупки уполномоченным органом, заказчиком указаны дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 (извещение размещено 29.12.2021 г.)
Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утратило силу с 1 января 2022 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Согласно доводам заявителя, ООО "АРТГРИН" являясь потенциальным участником имеет необходимый опыт работы для участия, с имеющимися подтверждающими документами. Однако в силу того, что Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утратило силу с 1.01.2022 года, организация не имела возможности пройти аккредитацию дополнительных сведений, по причине отказа площадки в данных действиях.
Согласно пояснениям оператора ЭТП, согласно журналу учета зафиксировано, что ООО "АРТГРИН" подавал 4 заявки на аккредитацию:
Номер запроса |
Группа аккредитационных сведений |
Дата и время |
Статус |
21869 |
Требования в соответствии с позицией 9 раздела 2 приложения к ПП N2571. Работы по строительству некапитального строения_ |
18.01.2022 14:42 |
утвержден |
21243 |
Требования в соответствии с позицией 7 раздела 2 приложения к ПП N2571. Работы по строительству, реконструкции объекта_ |
11.01.2022 14:46 |
формирование |
21242 |
Требования в соответствии с позицией 13 раздела 2 приложения к ПП N2571. Работы по строительству, реконструкции особо опасных_ |
11.01.22 14:45 |
формирование |
13348 |
Требования в соответствии с позицией 2.2. приложения N1 ПП N99. Выполнение работы по строительству некапитального строения_ |
27.10.20 08:17 |
утвержден |
При этом в соответствии с дополнительными требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства N99 от 04 февраля 2015 года, ООО "АРТГРИН" подавало запрос на аккредитацию только в 2020 году, и был успешно аккредитовано оператором электронной площадки.
11 января 2022 года ООО "АРТГРИН" было сформировано два запроса по дополнительными требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства N2571 от 29 декабря 2021 года. Однако указанные запросы не были поданы для рассмотрения оператором электронной площадки.
18 января 2022 года ООО "АРТГРИН" было аккредитовано в соответствии с позицией 9 раздела 2 приложения Постановлением Правительства N2571 от 29 декабря 2021 года.
В части доводов заявителя жалобы о том, что не имеет возможности пройти аккредитацию по дополнительным требованиям, предусмотренными Постановлением Правительства N99, по причине отказа площадки в данных действиях, оператор ЭТП указал, что ООО "АРТГРИН" запрос на такую аккредитацию участника закупки не направлял, попытки сформировать запрос не производил.
В жалобе не конкретизировано, в чем заключается отказ площадки, соответствующие доказательства заявителем жалобы не представлены. В ответе специалиста службы поддержки Агентства содержится исключительно сведение о том, что Постановлением Правительства N99 утратило силу.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что 11 января 2022 года (до даты окончания подачи заявок на участие 17.01.2022 г. 07:00) было направлено письмо в адрес оператора ЭТП АО "АГЗ РТ" о том, что ранее ООО "АРТГРИН" была пройдена аккредитация на площадке в соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, однако сумма, подтверждающая опыт работы для участия в закупке N0811300008321001123 являлась недостаточной. Вместе с тем, функция для загрузки сведений о другом контракте была недоступна.
В ответ на письмо заявителя специалист технической поддержки ЭТП ZAKAZRF ответил следующим образом:
"Добрый день!
Так как постановление ПП РФ N 99 утратило силу 1.01.2022 г., на площадке аккредитация по данным пунктам не проводится.
С уважением,
Специалист службы Гильманова Юлия".
Копия скриншота с электронной почты заявителя приобщена к материалам дела.
Частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае у участников закупки имелась возможность загрузить сведения о контракте, подтверждающем опыт выполнения работ в соответствии с требованиями Постановлением Правительства N99 после 1 января 2022 года, даже при условии того, что указанный документ признан утратившим силу. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями оператора ЭТП.
Вместе с тем, указание в ответе технической поддержки "Так как постановление ПП РФ N 99 утратило силу 1.01.2022 г., на площадке аккредитация по данным пунктам не проводится" ввело потенциального участника закупки, имевшего намерение принять участие в обжалуемой закупке в заблуждение.
В результате направления участнику ответа данного содержания, ООО "АРТГРИН" не подал заявку на аккредитацию в соответствии с требованиями Постановления Правительства N99, и не смог принять участие в электронном аукционе, что свидетельствует о сокращении числа участников закупки и ограничении конкуренции.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение операторами электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В рассматриваемом случае, число участников закупки было ограничено действиями оператора ЭТП, предоставившего заявителя ошибочную и неправильную информацию о возможности аккредитации.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, доводы заявителя признаны обоснованными.
Оператор электронной площадки признан нарушившим требования части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Комиссия также отмечает, что действия уполномоченного органа, заказчика по установлению к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства N99 не противоречат требованиям действующего законодательства, так как извещение о проведении закупки на выполнение работ по посадке высокодекоративных деревьев и кустарников по ул.Тихомирнова и пр.Универсиады было размещено до 29 декабря 2021 года до признания указанного Постановления утратившим силу. Оснований для неустановления дополнительных требований либо установления требований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 не имелось.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АРТГРИН" (вх. N382/ж от 14.01.2022 г.) на действия уполномоченного органа МКУ "Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани", заказчика МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", оператора электронной площадки АО "АГЗ РТ" при проведении закупки N0811300008321001123 на предмет: "Посадка высокодекоративных деревьев и кустарников по ул.Тихомирнова и пр.Универсиады" обоснованной.
2. Признать в действиях оператора электронной площадки АО "АГЗ РТ" нарушения требований части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
А.С. Кучеева |
|
Л.А. Акперова |
Исп.: Кучеева Алина Сергеевна, Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 20 января 2021 г. N 016/06/8-70/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2022