Резолютивная часть решения оглашена "25" января 2022 г.
Решение изготовлено в полном объеме "28" января 2022 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
|
Заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
|
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
|
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок |
При участии посредством ВКС:
- Каш Светланы Васильевны - представителя МБУ "Губернский центр горнолыжного спорта и сноуборда";
рассмотрев дело N 042/06/33-48/2022, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - МБУ "Губернский центр горнолыжного спорта и сноуборда" законодательства в сфере закупок при проведении открытого конкурса N 0139300007521000229 "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, изыскательских работ, экспертиза проектно-сметной документации и строительство пассажирской кресельной канатной дороги с постоянно закрепленными на тяговом канате 4-х местными креслами", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п "б" п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
18.01.2022 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП Меньшикова Романа Анатольевича (вх. N 283э) (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБУ "Губернский центр горнолыжного спорта и сноуборда", нарушающего по мнению заявителя, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при проведении открытого конкурса N 0139300007521000229 "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, изыскательских работ, экспертиза проектно-сметной документации и строительство пассажирской кресельной канатной дороги с постоянно закрепленными на тяговом канате 4-х местными креслами".
По мнению заявителя, конкурсная документация противоречит требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
20.12.2021 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - МБУ "Губернский центр горнолыжного спорта и сноуборда" были размещены извещение о проведении открытого конкурса N 0139300007521000229 "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, изыскательских работ, экспертиза проектно-сметной документации и строительство пассажирской кресельной канатной дороги с постоянно закрепленными на тяговом канате 4-х местными креслами" и конкурсная документация.
Начальная максимальная цена контракта - 227 824 700,18 рублей.
Согласно требованиям части 1 статьи 105 ФЗ N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок
действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В конкурсной документации заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса, а именно: "Участник конкурса должен быть участником СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника конкурса по договорам, которые заключены с использованном конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юрлицам с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.".
Согласно информации единого реестра членов СРО, ИП Меньшиков Р.А. ИНН 660205916409 не является членом СРО.
Таким образом, ИП Меньшиков Р.А. не может участвовать в открытом конкурсе N 0139300007521000229 "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, изыскательских работ, экспертиза проектно-сметной документации и строительство пассажирской кресельной канатной дороги с постоянно закрепленными на тяговом канате 4-х местными креслами".
В связи с вышеизложенным права и законные интересы ИП Меньшикова Р.А. при проведении спорной закупки нарушены быть не могут.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что ИП Меньшиков Р.А. на момент подачи жалобы не являлся участником закупки, следовательно, данный индивидуальный предприниматель на основании части 1 статьи 105 ФЗ N ФЗ N 44-ФЗ не может обжаловать в порядке, установленном настоящей статьей, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Вместе с тем Комиссией Кемеровского УФАС России была проведена внеплановая проверка, по результатам которой установлено следующее:
Согласно требованиям статьи 8 ФЗ N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу статьи 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В соответствии с правовой позицией изложенной в письме ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21: "5. Об установлении в документации о закупке предельного срока исполнения принимаемых к оценке контрактов (договоров). ФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, не допускается установление порядка оценки, приводящего к необоснованному созданию преимуществ отдельным участникам закупки.
При этом о наличии лучших условий исполнения контракта, заключаемого по результатам соответствующей закупки, свидетельствует квалификация участника, то есть опыт конкретного юридического лица на соответствующем рынке, его поведение в сфере общественно-экономического оборота, длительность осуществления хозяйственной деятельности."
Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержит положений, касающихся предельного срока исполнения контрактов, подтверждающих опыт выполнения работ, оказания услуг, аналогичных предмету контракта.
Пунктом 23 конкурсной документации заказчиком установлены Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, а именно:
Источником информации для оценки конкурсных заявок по данному показателю являются документы, подтверждающие опыт успешного выполнения работ, выполненных участником по контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции:
копии контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту с указанием стоимости контракта (договора), акты приемки объекта капитального строительства и/или заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации по наименованию Объекта в контракте (договоре) и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по наименованию Объекта в контракте (договоре) заключенных за последние 3 года до даты подачи заявок на участие в конкурсе.
и/или наличием в Реестре контрактов, заключенных с заказчиками, размещенном на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, исполненных участником контрактов (договоров), заключенных за последние 3 года до даты подачи заявок на участие в конкурсе, с реестровыми номерами, предоставленными участником.
С учетом правовой позиции, изложенной в письме ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком неправомерно установлен предельный срок исполнения принимаемых к оценке контрактов (договоров), а именно: исполненных участником контрактов (договоров), заключенных за последние 3 года до даты подачи заявок на участие в конкурсе, чем нарушены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, а также статьи 8 ФЗ N44-ФЗ.
Также в соответствии с документацией Заказчиком по Критерию оценки N2 были установлены к оценке контракты (договора) в соответствии с п. 27.3 (б) Правил:
"Определение рейтинга заявок по показателю "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу".
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 27.2 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16 1статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Также согласно пункту 27.3 Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27.2 настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно документации Заказчиком установлены требования к оценке контрактов в соответствии с п. 27.3 (б) Правил, а именно:
Определение рейтинга заявок по показателю "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу
Однако, согласно п. 27.3 (б) Правил необходимо устанавливать к оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров) соответствующие виду заключаемого контракта, в данном случае это: контракты контракт, предусмотренный частью 16 1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида); контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида).
В соответствии с частью 56 статьи 112 ФЗ N 44-ФЗ в случае, предусмотренном частью 55 настоящей статьи, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Таким образом, Заказчиком неправомерно установлен перечень контрактов, подлежащий оценке исключительно на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу, что является нарушением положений Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Оставить жалобу ИП Меньшикова Р.А на действия заказчика - МБУ "Губернский центр горнолыжного спорта и сноуборда" при проведении электронного аукциона N 0139300007521000229 "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, изыскательских работ, экспертиза проектно-сметной документации и строительство пассажирской кресельной канатной дороги с постоянно закрепленными на тяговом канате 4-х местными креслами" без рассмотрения.
2. В результате проведения проверки действий заказчика - МБУ "Губернский центр горнолыжного спорта и сноуборда" признать заказчика нарушившим требования статьи 8, части 8 статьи 32 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 042/06/33-48/2022 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 28 января 2022 г. N 042/06/33-48/2022 (ключевые темы: участники закупок - объекты капитального строительства - контрактная система в сфере закупок - проектно-сметная документация - капитальный ремонт)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2022